EnglishРусский

Формирование духовно-нравственных основ учащихся при обучении уставной православной иконы

Никольский М. В. кандидат педагогических наук, профессор,

Никольская Т. М., кандидат филологических наук, доцент,

Тамбовский государственный университет

имени Г. Р. Державина,

г. Тамбов, Россия

 

 

Активное и эффективное формирование духовно-нравственных основ личности учащихся возможно при обучении уставной православной иконописи (на начальном этапе художественного образования), что подтверждается не только экспериментальным исследованием, но и всесторонним анализом процесса практического выполнения иконы. Данный анализ будет достаточно уместным и корректным, если использовать метод сравнения, в частности процесса создания уставной иконы и иллюзорной (академической) картины с точки зрения формирования духовно-нравственных основ личности обучаемых.

Базовой методологией вышеуказанного сравнительного анализа является разработанная нами система сравнительных характеристик механизмов создания иллюзорных (академических) и уставных иконописных изображений. Безусловно, что академический подход к созданию изображения не является неприемлемым. Он дает возможность качественно, с точки зрения духовно-нравственной, рассмотреть методы создания иконы.

Академический (иллюзорный) подход является как бы мерилом, точкой отсчета для анализа уставной иконописи. В данном случае мы не будем сравнивать два подхода к созданию изображения вообще, а попытаемся сформировать основные концептуальные особенности и возможности духовно-нравственного формирования поэтапного создания уставной православной иконы (на начальном этапе художественного образования), в опосредованном соотношении с академическим (иллюзорным) подходом.

В этом контексте обнаруживаются три стадии уставного подхода к созданию учащимися иконописных изображений, они заключаются в:

  1. подготовке к работе над иконой и последующее функционирование законченной работы;
  2. изобразительно - выразительных средствах (символика, композиция, богословие) и ценностях иконы;
  3. технике написания иконы.

Данные положения влияют на духовно-нравственное становление личности следующим образом:

В процессе реализации первой стадии:

  • Необходимость молитвенного сосредоточения перед работой и непосредственно перед написанием конкретного иконописного образа дает возможность личности предельно сконцентрироваться на своей деятельности и на создаваемом образе, работая без суеты и внутренней рассеянности. При этом приобретается привычка сосредоточенной и вдумчивой работы в любой деятельности.
  • Необходимость постоянного сравнивания с образцом, с житием персонажа и со своим внутренним его восприятием, посредством принципа «обратных связей», дает возможность личности постоянной концентрации и работы своих духовных мыслей и желаний. Это формирует привычку работать над иконичным образом без какого-либо умозрительного или гипотетического наития, а только на основе интеллектуальной и духовной деятельности, сообразуясь с объективными реалиями и знаниями о выполняемом образе (работа мышления, а не воображения).
  • Житие и нравственный подвиг изображаемого святого (подвиг всегда отражен в иконографии) является зримым примером для выполняющего изображение этого святого. А процесс изображения делает исполнителя сопричастным событиям жизни святого.
  • Икона по своей сущности является скорее книгой, чем картиной, поэтому требование для иконописцев знакомиться с житийными историческими, агиографическими, искусствоведческими, иконографическими, литературными и художественными источниками. Это дает возможность своеобразного погружения учащегося в эпоху и житие изображенных персонажей. Затем, приступая к работе над иконическим изображением, у обучаемого появляется уверенность и полное представление о духовном подвиге святого. А это, в свою очередь, дает навык изображать истину и объективную реальность, конечно символическими средствами.
  • Иконописец работает освященными инструментами и материалами, а так же сам получает разрешение (благословение) священника писать икону, что помимо духовного благоговения воспитывает у учащихся аккуратность, усидчивость и требовательность к себе.
  • В случае, если икона написана удачно она может находиться на особом священном месте, что воспитывает благоговейные чувства и смирение (хотя может быть и обратная реакция – гордыня и тщеславие, в этом случае преподавателями были допущены педагогические ошибки ранее).

В процессе реализации второй стадии:

  • Полная соподчиненность иконы идейному духовному замыслу в процессе создания, явно или опосредованно вовлекает исполнителя в эту идею. Это определяет исполнителя как выразителя духовной идеи, так как идейность является критерием качества работы.
  • Литургичность иконы и соподчиненность ее горнему миру дает возможность исполнителю в эстетическом плане оторваться от рутинной действительности, и через символические формы иконописи соприкоснуться с идеальным и возвышенным миром. Таким образом, происходит своеобразный процесс очищения личности от мирского и суетного.
  • Само иконическое изображение предельно нематериальное, что дает возможность обучаемому в работе над иконой видимыми средствами научиться понимать невидимое – духовное.
  • Символичность иконического изображения предлагает обучаемому возможность приобретения опыта абстрагирования (в эстетическом плане) из мира дольного в мир горний. Таким образом, появляется опыт прочтения внешнего эстетического символа как средства познания какой-либо внематериальной духовной идеи.
  • Сакральность иконы понимаемая и изучаемая личностью через ее создание раскрывает понимание того. Что эта личность делает больше того, что видит. Через это рождается чувство благотворительности перед святыней воспитывая у обучаемого аккуратность и ответственность.
  • В отличие от изобразительного искусства в целом красота в иконе это не цель, лишь средство выражения духовной идеи. Поэтому для обучаемого важнее передача духовной сущности изображаемого события на иконной доске, а не ее эстетизм. Следовательно, нет слепого подражания эстетизму, а есть духовный поиск, но через пятно, тон и линию.
  • Учитывая два вышеуказанных пункта необходимо помнить, что любой элемент иконической плоскости самодостаточен и символичен и, следовательно, нет художественной недосказанности силуэтов и композиционных элементов иконы. Поэтому исполнитель базируется только на четком понимании того, что он изображает, и в выполнении задания не следует по наитию. Это активно развивает мыслительную деятельность, внимание и бережное отношение к передаваемой древней традиции.
  • Точное следование духовной традиции и иконописным образцам воспитывает у обучаемого такие духовные качества как смирение, честность, открытость. А возможности иконописного творчества раскрывают у будущего иконописца мудрость, чуткость, объективность.
  • Таким образом, иконописец не передает свое эгоцентрическое отношение к образу переосмысливая его и трансформируя по своему подобию к субъективизму, но происходит объективная передача подвига святого или какого-либо духовного события. Что дает возможность обучаемому почувствовать себя вовлеченным в многовековой духовный опыт наших благочестивых и высокодуховных предков.

В процессе реализации третьей стадии:

  • Икона – это творчество не одного человека, а творчество соборное, поэтому важно стремление передачи предыдущего опыта в каждой новой работе, следовательно важна ответственность, честность, справедливость и вместе с тем современное переосмысление исполнителя иконописного канона как хранилища древних непреходящих ценностей, что формирует в будущем иконописце чувство долга и самопожертвования.
  • Процесс выполнения иконы в материале требует точного соблюдения технологии, что воспитывает усидчивость, последовательность ведения работы и смирение.
  • Старинная, проверенная временем технология создания иконичного образа приобщает создающего к древней православной культуре в плане материала и техники написания, что формирует благоговейное отношение к святыне, бережность, а так же чувство исторической соборной сопричастности к духовным ценностям.
  • В иконописании существует особая культура нанесения красочных слоев (точность, ритмичность, техника плавей…) что обуславливает необходимость длительного приобретения учащимися соответствующих навыков в этом виде творчества, поэтому необходимы такие качества личности как терпение, трудолюбие, внимание и высокий уровень мотивации к соответствующим занятиям.
  • Работа над иконой не предусматривает иллюзорных, синтетических материалов (фальшматериалов). Иконописание принципиально настаивает на натуральных материалах в силу того, что они, в отличии от полимерных синтетических составляющих, не содержат элемента фальши, а значит лжи и двойственности. Это дает личности обучаемого избежать внутренней двойственности, развивая при этом честность и целостность.

В духовно-нравственном становлении иконописца эффективной будет возможность выполнять все стадии создания иконы от распиловки доски до закрепления иконной поверхности финишными слоями, что дает возможность прочувствовать весь этот таинственный процесс воплощения невидимого, сакрального качества в видимый символический образ, что дает возможность личности глубокого и сущностного познания истины приобретая мудрость и духовный мир.

  • Иконы никогда не подписывались исполнителем, что освобождает его от эгоцентричности (как и воплощение композиции иконы посредством обратной перспективы).
  • Исходный материал для создания иконы и работа иконописца могут только дополнять друг друга во своеобразном сотворчестве, в противном случае произойдет выхолащивание образа с набором чисто технических эффектов или воплощение на иконной плоскости чисто субъективного видения (и чувствования) исполнителя, что несовместимо с соборным иконописным творчеством. Напечатление в душе учащегося этой установки благодатно влияет на развитие таких качеств как справедливость, честность и тонкость восприятия духовных откровений.

В вышеуказанных стадиях не указан процесс восприятия иконы, поэтому нет упоминания о системе обратной перспективы и системе влияния на личность богословских, композиционных и символических аспектов  иконы.

Таким образом, мы видим, что  будущий иконописец уже на начальном образовательном уровне должен обладать определенными моральными качествами, что способствует его активному и глубокому погружению в процесс иконописного творчества, результатом которого, помимо практических навыков, становится формирование таких качеств как сосредоточенность, вдумчивость, сопричастность к духовным событиям, аккуратность, усидчивость, требовательность к себе, восприимчивость к духовным истинам, смирение, ответственность, бережное отношение к национальным традициям, мудрость, чуткость, объективность, чувства долга и самопожертвования, целостность, соборная сопричастность, духовный мир, справедливость и тонкость восприятия духовных откровений, что является составляющими высокой нравственности.

 

Библиографический список

 

Базовой методологией вышеуказанного сравнительного анализа является разработанная нами система сравнительных характеристик механизмов создания иллюзорных (академических) и уставных иконописных изображений. Безусловно, что академический подход к созданию изображения не является неприемлемым. Он дает возможность качественно, с точки зрения духовно-нравственной, рассмотреть методы создания иконы.

Академический (иллюзорный) подход является как бы мерилом, точкой отсчета для анализа уставной иконописи. В данном случае мы не будем сравнивать два подхода к созданию изображения вообще, а попытаемся сформировать основные концептуальные особенности и возможности духовно-нравственного формирования поэтапного создания уставной православной иконы (на начальном этапе художественного образования), в опосредованном соотношении с академическим (иллюзорным) подходом.

В этом контексте обнаруживаются три стадии уставного подхода к созданию учащимися иконописных изображений, они заключаются в:

  1. подготовке к работе над иконой и последующее функционирование законченной работы;
  2. изобразительно - выразительных средствах (символика, композиция, богословие) и ценностях иконы;
  3. технике написания иконы.

Данные положения влияют на духовно-нравственное становление личности следующим образом:

В процессе реализации первой стадии:

  • Необходимость молитвенного сосредоточения перед работой и непосредственно перед написанием конкретного иконописного образа дает возможность личности предельно сконцентрироваться на своей деятельности и на создаваемом образе, работая без суеты и внутренней рассеянности. При этом приобретается привычка сосредоточенной и вдумчивой работы в любой деятельности.
  • Необходимость постоянного сравнивания с образцом, с житием персонажа и со своим внутренним его восприятием, посредством принципа «обратных связей», дает возможность личности постоянной концентрации и работы своих духовных мыслей и желаний. Это формирует привычку работать над иконичным образом без какого-либо умозрительного или гипотетического наития, а только на основе интеллектуальной и духовной деятельности, сообразуясь с объективными реалиями и знаниями о выполняемом образе (работа мышления, а не воображения).
  • Житие и нравственный подвиг изображаемого святого (подвиг всегда отражен в иконографии) является зримым примером для выполняющего изображение этого святого. А процесс изображения делает исполнителя сопричастным событиям жизни святого.
  • Икона по своей сущности является скорее книгой, чем картиной, поэтому требование для иконописцев знакомиться с житийными историческими, агиографическими, искусствоведческими, иконографическими, литературными и художественными источниками. Это дает возможность своеобразного погружения учащегося в эпоху и житие изображенных персонажей. Затем, приступая к работе над иконическим изображением, у обучаемого появляется уверенность и полное представление о духовном подвиге святого. А это, в свою очередь, дает навык изображать истину и объективную реальность, конечно символическими средствами.
  • Иконописец работает освященными инструментами и материалами, а так же сам получает разрешение (благословение) священника писать икону, что помимо духовного благоговения воспитывает у учащихся аккуратность, усидчивость и требовательность к себе.
  • В случае, если икона написана удачно она может находиться на особом священном месте, что воспитывает благоговейные чувства и смирение (хотя может быть и обратная реакция – гордыня и тщеславие, в этом случае преподавателями были допущены педагогические ошибки ранее).

В процессе реализации второй стадии:

  • Полная соподчиненность иконы идейному духовному замыслу в процессе создания, явно или опосредованно вовлекает исполнителя в эту идею. Это определяет исполнителя как выразителя духовной идеи, так как идейность является критерием качества работы.
  • Литургичность иконы и соподчиненность ее горнему миру дает возможность исполнителю в эстетическом плане оторваться от рутинной действительности, и через символические формы иконописи соприкоснуться с идеальным и возвышенным миром. Таким образом, происходит своеобразный процесс очищения личности от мирского и суетного.
  • Само иконическое изображение предельно нематериальное, что дает возможность обучаемому в работе над иконой видимыми средствами научиться понимать невидимое – духовное.
  • Символичность иконического изображения предлагает обучаемому возможность приобретения опыта абстрагирования (в эстетическом плане) из мира дольного в мир горний. Таким образом, появляется опыт прочтения внешнего эстетического символа как средства познания какой-либо внематериальной духовной идеи.
  • Сакральность иконы понимаемая и изучаемая личностью через ее создание раскрывает понимание того. Что эта личность делает больше того, что видит. Через это рождается чувство благотворительности перед святыней воспитывая у обучаемого аккуратность и ответственность.
  • В отличие от изобразительного искусства в целом красота в иконе это не цель, лишь средство выражения духовной идеи. Поэтому для обучаемого важнее передача духовной сущности изображаемого события на иконной доске, а не ее эстетизм. Следовательно, нет слепого подражания эстетизму, а есть духовный поиск, но через пятно, тон и линию.
  • Учитывая два вышеуказанных пункта необходимо помнить, что любой элемент иконической плоскости самодостаточен и символичен и, следовательно, нет художественной недосказанности силуэтов и композиционных элементов иконы. Поэтому исполнитель базируется только на четком понимании того, что он изображает, и в выполнении задания не следует по наитию. Это активно развивает мыслительную деятельность, внимание и бережное отношение к передаваемой древней традиции.
  • Точное следование духовной традиции и иконописным образцам воспитывает у обучаемого такие духовные качества как смирение, честность, открытость. А возможности иконописного творчества раскрывают у будущего иконописца мудрость, чуткость, объективность.
  • Таким образом, иконописец не передает свое эгоцентрическое отношение к образу переосмысливая его и трансформируя по своему подобию к субъективизму, но происходит объективная передача подвига святого или какого-либо духовного события. Что дает возможность обучаемому почувствовать себя вовлеченным в многовековой духовный опыт наших благочестивых и высокодуховных предков.

В процессе реализации третьей стадии:

  • Икона – это творчество не одного человека, а творчество соборное, поэтому важно стремление передачи предыдущего опыта в каждой новой работе, следовательно важна ответственность, честность, справедливость и вместе с тем современное переосмысление исполнителя иконописного канона как хранилища древних непреходящих ценностей, что формирует в будущем иконописце чувство долга и самопожертвования.
  • Процесс выполнения иконы в материале требует точного соблюдения технологии, что воспитывает усидчивость, последовательность ведения работы и смирение.
  • Старинная, проверенная временем технология создания иконичного образа приобщает создающего к древней православной культуре в плане материала и техники написания, что формирует благоговейное отношение к святыне, бережность, а так же чувство исторической соборной сопричастности к духовным ценностям.
  • В иконописании существует особая культура нанесения красочных слоев (точность, ритмичность, техника плавей…) что обуславливает необходимость длительного приобретения учащимися соответствующих навыков в этом виде творчества, поэтому необходимы такие качества личности как терпение, трудолюбие, внимание и высокий уровень мотивации к соответствующим занятиям.
  • Работа над иконой не предусматривает иллюзорных, синтетических материалов (фальшматериалов). Иконописание принципиально настаивает на натуральных материалах в силу того, что они, в отличии от полимерных синтетических составляющих, не содержат элемента фальши, а значит лжи и двойственности. Это дает личности обучаемого избежать внутренней двойственности, развивая при этом честность и целостность.

В духовно-нравственном становлении иконописца эффективной будет возможность выполнять все стадии создания иконы от распиловки доски до закрепления иконной поверхности финишными слоями, что дает возможность прочувствовать весь этот таинственный процесс воплощения невидимого, сакрального качества в видимый символический образ, что дает возможность личности глубокого и сущностного познания истины приобретая мудрость и духовный мир.

  • Иконы никогда не подписывались исполнителем, что освобождает его от эгоцентричности (как и воплощение композиции иконы посредством обратной перспективы).
  • Исходный материал для создания иконы и работа иконописца могут только дополнять друг друга во своеобразном сотворчестве, в противном случае произойдет выхолащивание образа с набором чисто технических эффектов или воплощение на иконной плоскости чисто субъективного видения (и чувствования) исполнителя, что несовместимо с соборным иконописным творчеством. Напечатление в душе учащегося этой установки благодатно влияет на развитие таких качеств как справедливость, честность и тонкость восприятия духовных откровений.

В вышеуказанных стадиях не указан процесс восприятия иконы, поэтому нет упоминания о системе обратной перспективы и системе влияния на личность богословских, композиционных и символических аспектов  иконы.

Таким образом, мы видим, что  будущий иконописец уже на начальном образовательном уровне должен обладать определенными моральными качествами, что способствует его активному и глубокому погружению в процесс иконописного творчества, результатом которого, помимо практических навыков, становится формирование таких качеств как сосредоточенность, вдумчивость, сопричастность к духовным событиям, аккуратность, усидчивость, требовательность к себе, восприимчивость к духовным истинам, смирение, ответственность, бережное отношение к национальным традициям, мудрость, чуткость, объективность, чувства долга и самопожертвования, целостность, соборная сопричастность, духовный мир, справедливость и тонкость восприятия духовных откровений, что является составляющими высокой нравственности.

 

Библиографический список

 

1.Никольский М.В. Культурфилософские особенности уставной иконописи / М.В. Никольский. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес – Наука-Общество», 2014. – 243 с.

  1. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи / Ю.Г. Бобров. Санкт – Петербург: АКСИОМА, 1995. – 240 с.

3.Никольский М.В. Канонический язык православной иконы (семиотический аспект). Монография / М.В. Никольский, 2015.- 108 с.

  1. Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви / Л.А. Успенский. М.: ДАРЪ, 2007. – 480 с.

5. Никольская Т.М. Символика и семантика иконописного образа / Т.М. Никольская //Социально-экономические явления и процессы. – Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, 2011. №9.

Комментарии:

Ваш ник:
Ваш email:
Текст комментария: