EnglishРусский

Философия в поэзии (парадигмально-диахронический анализ)

Е. А. Щетинкина Аспирант,

Челябинский государственный университет,

г. Челябинск, Россия

 

 

Невозможно отрицать субстанциональное взаимоотношение поэзии с историей, культурой и философией. Они сопутствуют друг другу в развитии и способствуют духовному обогащению человека и общества в целом. Одним из неотъемлемых элементов культуры является поэтическое творчество. Как метко выразился А. Асадчий, «создавать стихотворение – не что иное, как уплотнять маленький эпизод жизни своими ощущениями, фантазиями, идеями» [2].

На протяжении развития человеческого мировоззрения наблюдается сильное взаимодействие языка поэзии (как выражения мысли в словесных образах) и философии (как рефлексии о мире с помощью логики). Проявление философского интереса к различным повседневным и историко-культурным аспектам жизни обуславливали рефлексию над ними в поэтической форме, позднее – в форме литературно-философских произведений, трактатов, что, в свою очередь, приводило к накоплению лингвистических, филологических знаний, развитию поэзии и литературы. При этом, повышая свою творческую компетенцию, творя и обращаясь к читателю и его способностям, поэт выходил за рамки обыденного и привычного, тем самым намечая пути дальнейшего духовного и материального развития культуры, стимулируя его.

Античность

В древний период философы были поэтами, а поэты были философами. Величественные и строгие стихотворения древних греков и римлян, их особая система стихосложения и мелодекламация сами по себе в определенном смысле свидетельствуют о культуре, образовании и философии античности. Налицо взаимообратимый переход от осмысления мира к способу выражения мыслей, когда способ мышления о бытии и мире обусловливал ритмический строй, а поэзия настраивала мыслителей и философов на определенные мысли.

Следует отметить александрийскую школу (поэма Арата «Небесные явления), Тита Лукреция Кара (дидактическая поэма «О природе вещей»), Гомера и др. В классическую эпоху мировоззренческие особенности связывали поэзию с политикой, религией, ораторским искусством, а также философией. Поэтическое искусство без философии теряло всякий смысл, утрачивало духовное и физическое совершенство. Однако существовали и другие точки зрения. Например, Платон был против поэзии, так как поэт обращается не к разуму, а к чувствам, тем самым изображая всего лишь иллюзию и пробуждая в душе её неразумные силы. Платон говорил о древнем раздоре между поэзией и философией и изгонял поэзию из царства идей и блага, но вместе с тем сама философия Платона, который с неподражаемым умением соединил возвышенность и иронию, древнюю легенду и четко выраженную мысль, вмещает в себя и поэзию [3]. Следующим философом, который рассматривал поэтическое творчество, был Аристотель. Он утверждал родство философии и поэзии, полагая, что поэзия раскрывает сущность единичных, но при этом реальных и тем самым подлежащих познанию фактов. В этом списке также состоят Еврипид, Аристофан и др., чьи произведения оказывали художественное влияние на развитие театра, хотя некоторые из них казались слишком современными из-за своей реалистичности. Древнегреческие драматурги также связывали поэтическое творчество с философией, отдавая при этом первому культурно-исторический приоритет.

К античному периоду относят не только греческую поэзию, но и римскую. Если философия оказала большое влияние на поэзию Греции, то в Риме эта тенденция не получила настоящего развития, хотя римляне Левий Андроник, Плавт, Энний и др. углубляясь в предшествующий период, популяризировали греческие легенды, распространяли воззрения греческой философия на разные вопросы жизни и мысли.

Поэтическая традиция эпохи Просвещения и ее философия

С XVIII в. до XIX в. Германии был создан преемственный ряд систем философского идеализма (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) и материализм Л. Фейербаха. Немецкие философы преуспели в мыслительных преобразованиях, и центр философского творчества переместился из Англии и Франции в Германию. Вместе с тем, большинство немецких философов имели глубокую связь с культурой, искусством, поэзией и отражали в своих произведениях логику поэтической интерпретации окружающего мира, свойственную поэзии Нового времени.

Одной из самых значимых фигур в немецкой философии является Ф.-В.-Й. Шеллинг, который в своей работе «Философия искусства» обращался к религиозному мистицизму, соединял воедино религию, философию и искусство. Шеллинг рассматривал культуру как живой организм. Созерцая реальное и идеальное, субъективное и объективное, материю и сознание, Шеллинг раскрывал суть поэтического творчества и искусства в целом, утверждает, что философы, поэты и пророки одарены космическим сознанием.

Далее следует обратить внимание на Г.-В.-Ф. Гегеля, по мнению которого поэтическое творчество должно соответствовать современности, отражать логику (абстрактную идею), философию природы (внешнюю составляющую идеи) и философию духа (возвращение идеи). Всё это существует для достижения одной задачи – постижения целостности мысли. Помощником здесь выступает язык философии, который не говорит ничего и одновременно стремится сказать все [3]. Однако, Гегель полностью отдавал себе отчет в том, что данная задача никогда не будет решена до конца. 

Следует отметить И.-В. Гёте, в основании взглядов которого лежала философия «Бури и Натиска», совмещавшая идеи просвещения и сентиментализма. С помощью философии Гёте анализировал мир, а поэтическое творчество помогало ему в изучении эмоций и чувств, мыслей и мнений людей. Он насытил сюжет современным ему философским содержанием, показав в судьбе героя обобщенный и масштабный образ судьбы человека. Гёте пишет о вечной борьбе (добра со злом, чувств и разума), столкновении и испытании, но при этом он воспевает веру в человека и способность разума к развитию (влияние философский воззрений эпохи – распространение научных знаний). А под влиянием философии становится образным осмыслением мира, природы. Стихи Гёте исполнены образностью, в то же время его метафоры прозрачны, понятны, хотя и глубоки и многосмысленны.

Движение «Буря и натиск» оказало влияние не только на И.-В. Гёте, но и на Ф.-В.-Й. Шиллера. B области литературного языка молодой Шиллер стремился к точному воспроизведению в поэзии языка народа с сохранением индивидуальных особенностей речи. Шиллер защищал человеческую личность, видя в ней кладезь философских мыслей, которые могут двигать прогресс [7]. Он приравнивал человеческие чувства к философским понятиям, которые не могут существовать отдельно от человеческой личности. Особенно человек не разделим со свободой – политической, социальной и нравственной, но получая свободу, человек должен сохранять грань между инстинктами и моралью. Помимо философских взглядов и лирику в целом, Ф. Шиллер оказал большое влияние на поэтический язык, сделав его динамичным, энергичным, страстным, и при этом, лирически проникновенным. Он утверждал, что богатство языковых средств поэта находят отражение в речи действующих лиц. Как и у Гёте, поэзия Шиллера проявляет прозрачную логику метафор, аллегорий, аллюзий, ясную причинно-следственную связь смыслов.

Поэты – романтики

Поэзия романтиков также отражала философские воззрения своего времени. Это направление выросло на базе конструктивной критики немецких просветителей. Рассмотрим это направление на примере немецких философов и поэтов. Идеи И. Канта (Человек – это свобода, он противопоставлен несвободной природе), И.-Г. Фихте (Субъект – человек – это свобода, это деятельность, это «эго»), Ф.-В.-Й. Шеллинга и др. перекликались с мировоззрением романтизма. Таким образом, единая идея этого направления – свобода, но при этом свободой управляет разум, наличие идеалов и внутренний нравственный закон. При этом, согласно философии романтизма, все, что мы видим – это абсолют, который может быть явлен человеку в двух формах: природа (человек может созерцать) и искусство (в творчестве приближается к абсолюту). Природа — творец, а искусство – это продолжение вечного творчества природы и высшая форма жизни. Художник становится творцом, тем самым освобождая своё воображение. Произведение искусства приравнивается к целому миру, а художественное произведение – органическая целостность, воплощение реального мира, в нем есть символы, мифы, гротеск, мечты и реальности и многое другое, на другой же чаше весов пребывает реальность.

В поэзию романтики принесли «лёгкость слова», незавершенные формы и незаконченные суждения, так как они полагали, что в маленьком произведении и скрыт целый роман, фрагмент – часть целого, а за ним – бесконечность. В эпоху романтизма возрождается новелла, где присутствует диалог с читателем и у него есть возможность самостоятельно, по своему внутреннему желанию, завершить неоконченный фрагмент.

Поэтические и философские законы подталкивают свободного человека к движению вверх, к достижению истины и стремлению к ней. Однако, все явления жизни оказываются с одной стороны недостаточными. С другой стороны, все явления жизни прекрасны. Романтическая ирония универсальна и амбивалентна.

Поэты-метафизики

Следующий важный пласт поэзии, исполненный глубокой философией, – это метафизическая поэзия, которая стремилась постичь сверхчувственные законы бытия, занималась вопросами первоначала реальности, мира, бытия в контексте человека, освещала природу души, свободы, смерти [1]. С точки зрения метафизики наиболее ценен такой жизненный опыт, когда человеческий дух выходит за пределы обыденного мышления. В истории человечества этот выход осуществлялся за счет философии, богословия, мистических практик, и, наряду с ними, с помощью эстетического опыта [1].

В целом метафизика и искусство не обладают прочными связями, так как их понятия достаточно разобщены, однако в контексте метафизической поэзии, мы видим настолько человеческое сознание связано с осмыслением этого мира. Дж. Бруно, Дж. Драйден, С. Джонсон, У. Блейк и другие — были учеными, писателями, критиками, поэтами и философами, которые сетовали на утрату человеком способности «ощущать мысль», обращать на нее внимание, чувствовать ее; этим объясняется потеря человеком собственной цельности, единства с миром и космосом, с Богом [1]. Из-за этой потери происходит поиск опоры и устойчивых связей, благодаря чему возникает чувство, что единственная опора человека – мысль. В более позднее время в жанре метафизической поэзии писали Дж. Донн, Дж. Херберт, Э. Марвелл, Дж. Элиот, У. Х. Оден, У. Стивенс. В России – это Ф. И. Тютчев, Д. В. Веневитинов, Е. А. Баратынский, А. А. Тарковский, О. Э. Мандельштам, И. А. Бродский. Они были поэтами и философами, которые пытались осмыслить и раскрыть мир.

Особенность поэтического выражения заключается в стремлении к краткости, емкости и мелодичности, использовании метафор, образов, символов. За счет этого достигается в поэзии мысли тонкость и глубина, которым не нужны объяснения и доказательства.

Метафизики не отделяют поэтическое творчество от философии, одно неразрывно следует за другим, дополняя и придавая каждому слову и выражению особую поэтическую форму, тем самым приближая человека к сакральному и неизведанному.

Русское религиозное поэтическое творчество

О связи поэтического творчества и философии можно говорить не только на основе светских авторов и мыслителей. В. С. Соловьёв рассматривает взаимоотношения поэзии и философии через триаду истины-добра-красоты. Философия занимается истиной, поэзия – красотой, а нравственное сознание – добром [4]. Между поэзией и философией происходит чётко деление форм. Далее, П. А. Флоренский и Л. П. Карсавин писали и классические философские тексты, и поэтические произведения, не отделяя одно от другого, давая тем самым философии свободу как в содержательном, так и в формальном плане.

Русская метафизическая поэзия оказалась самобытна и получила собственное развитие. Зародившийся в России давно философской поэзии характеризуется афористичностью, аллегоричностью, символизмом, параллелизмом [1], описывая природу, внутреннее состояние человека, онтологические основы реальности т.д. У истоков создания философской поэзии стояли С. Полоцкий и его ученики. Русские поэты-метафизики пытаются узреть глубины бытия, подбирая ассоциации, прислушиваясь к своим мыслям и чувствам и в то же время осознавая невозможность его абсолютного познания. Поэты-философы нередко вступали в диалог с другими поэтами или философами (А. Белый, А. Блок, П. Флоренский и др.). В качестве значительных последователей традиции русской метафизической поэзии в XX веке, можно назвать имена О. Мандельштама, А. Тарковского, И. Бродского, С. Кирсанова, В. Сосноры, Л. Мартынова, А. Вознесенского, В. Шефнера и других.

Русские писатели, независимо от жанра, который они использовали, стремились подтвердить свои философские воззрения словом, и в этом им помогало поэтическое творчество. Благодаря возможности создания различных поэтических форм и реалий, их философия «проникала в массы» и влияла на умы.

Модернизм

В конце XIX в. возникает необходимость создания такого литературного стиля, который отражал бы умонастроения современного на тот момент поэта: готового отказаться от классической картины мира и начать поиски радикальных литературных норм. Опираясь на философию Ф. Ницше («каждый сам себе Бог и закон»), психоанализ З. Фрейда («человек – комплекс бессознательных импульсов») и А. Шопенгауэра («сущность мира как неразумная воля») как выразителей общественного сознания того времени, можно сказать, что на смену разумному и волевому пришла иррациональность [6]. И к 1920-х гг. появляется такое литературное направление как модернизм.

Направление охватывает так много литературных течений (имажизм, сюрреализм, дадаизм и др.), что каждый писатель находит свою нишу и возможность творить свободно. Однако свободно не означает легко. Поэты оказались на периферии, когда Первая мировая война обесценила человеческую жизнь. Культурно-литературные традиции пришли в упадок и нуждались в новом витке развития. Как писал английский поэт С. Спендер в 1930 году: «Мне представляется, что модернисты сознательно устремлены к тому, чтобы создать совершенно новую литературу. Это следствие их ощущения, что наша эпоха во многих отношениях беспрецедентна и стоит вне любых условностей прошлого искусства и литературы» [5]. Писатели и поэты остро нуждались в постижении мира, в свободе творчества и в индивидуальности.

Всё это нашло отражение в произведениях таких авторов, как Г. Аполлинер, М. Пруст, А. Белый, В. Брюсов, М. Волошин, Т. С. Элиот, Д. Лоуренс, У. Йейтс, Р. М. Рильке и др., существуя в их творчестве как определяющее направление или только как оказавшее влияние. Многие модернисты сознательно пренебрегли классической картиной мира, отказались от западной культурной традиции, отвергли абсолютные истины, обратились к новому, неизведанному и не всегда прекрасному. В первой половине столетия внешний мир предстает как агрессивный и чуждый, и в поэзии воспроизводится трагизм существования внутреннего «я» – духовного начала, частной жизни человека, который, будучи игрушкой высших сил, движется на ощупь, преодолевая душевные переживания и жизненные трудности. В этом плане характерны «философия жизни» А. Бергсона и «поток сознания» У. Джеймса.

Изменением подверглось не только содержание, но и форма. Поэты и писатели не старались воссоединить раздробленные части повествования/стихотворения, они позволяли этим частям оставаться в хаосе. Основная мысль и сюжет могли быть обрывочны, однако по задумке поэта они логично сплетались воедино, представляя читателю всю относительность мира (не редко с пессимистической точки зрения).

Перед каждым течением модернизма и конкретным писателем стояли свои собственные задачи и цели. Благодаря этому, мы можем наблюдать своеобразное развитие авангардизма, импрессионизма, эстетизма и др.

Постмодернизм

Видоизменяя прежние литературные традиции во второй половине XX в. возникает новое литературное направление – постмодернизм. Вопрос о происхождении постмодернизма остается открытым: является ли он «продуктом» модернизма и его продолжением или же его можно отнести к отдельному самостоятельному литературному направлению?

Постмодернизм сформировался под влиянием своей особой философии, возникшей в результате осмысления новых технологий, капитализма, мира по итогам Второй мировой войны, а также постиндустриального общества, которое было дестабилизировано, лишено привычных идеалов (благодаря модернизму) и еще не успело создать новые. Но именно в этом и была особенность постмодернизма – идеалов нет, они не нужны. Родиной постмодернизма считается США, впервые его употребил И. Хассан в 1971 г., который также привёл классификацию признаков постмодернизма. В 1979 г. была опубликована работа француза Ж.-Ф. Лиотара «Постмодернистское состояние», где описаны философские предпосылки и основополагающие черты возникшего направления. Основными его доминантами стали ирония, цитирование, игры знаков, разнонаправленность и амбивалентность смыслов. Произведения более не нуждались в целостности, они деконструировались, переплетали всевозможные виды и стили письма, предвосхищая появление ризомы и многоуровневого текста. Постмодернисты, ссылаясь на философию, отрицали полемичную реальность, но принимали её множественные описания и толкования. Как и «обладатель абсолютной истины» в философии, так и автор в поэзии более не существовали. Автор «умер» с возникновением интертекстуальности и «переродился» в тексте под «авторской маской» (термин Мамгрена).

Любое произведение могло называться искусством, даже обращаясь к антиутопичности, конформизму и бессмыслице. Упрощая форму и содержание, постмодернисты нивелировали пропасть между элитой и массовым потребителем, не слишком просвещенным художественно. Вслед за поэзией философия указывает на «уставшую» культуру, а также необходимость новой философии и нового сознания.

В XX в. не существовало писателя или поэта, не затронутого постмодернизмом, например, П. Зюскинд, У. Эко, Б. Брехт, Т. Симадзаки, а также В. Пелевин, Вл. Набоков, Б. Акунин и др. Они обратились к относительному идеалу своего времени – хаосу, включающего природу, человека, вселенную и всё живое. Из хаоса рождается ироничная игра, которая по своей сущности бессмысленна и бесцельна, всепоглощающа и самокритична. В середине 1990-х. предположили возникновение пост-постмодернизма, так как возникла непосредственно самоирония по отношению к постмодернизму, однако вопреки заключениям, постмодернизм крепко укоренился в культуре, искусстве и литературе.

Поэзия постмодернизма часто несет на себе следы восточных философий – иррациональных, элиминирующих рассудочное, аналитическое отношение к миру, и придерживающихся синтетической интуитивно-сенсуалистской логики, а также повышенное внимание к слову, его значению и звучанию, к игре слов. В числе поэтов постмодернизма следует упомянуть Д. Пригова, Г. Остера, М. Павича, О. Паса. Среди англоязычных постмодернистов известны П. Акройд, А. Саймон, К. Энн Даффи, С. Макдугалл, Ф. Ридли, А. Дейвис и др.

Рассмотрев в диахронии различные точки зрения философов разных времен на поэтическое творчество можно прийти к выводу, что происходит исторически-философский процесс, обогащение поэтического творчества и его содействие с философией. Все философские образования и точки зрения сохраняют свою самобытность и самоценность, а не исчезают в последующих.

Если рассматривать поэтическое творчество в синхронии, оно представляется более или менее единым, поскольку «впитывает» культуру и философию определенной эпохи. Если рассматривать поэзию в диахронии, то философские взгляды, отраженные в ней, оказываются постоянно изменяющимися, хотя и сохраняющими определенную преемственность, духовность и образное мышление.

Не представляется возможным разделить философию и поэтическое творчество. Иногда стихотворение сравнивают с человеком и утверждают, что у него есть душа, а это одно из центральных понятий и объектов исследования в антропоцентрической философии. Значительная часть когнитивного потенциала личности остается за пределами ее лингвистического (языкового, речевого) опыта, тем не менее, личностные переживания находят отражение в поэтическом творчестве, его смысловом, семиотическом, символическом и, в конечном счете, мировоззренческом наполнении.

 

Библиографический список

 

  1. Антонова Е. М. Ad libitum: философия и поэзия // URL: http://e-notabene.ru/ fil/articlehtml (дата обращения: 02.11.19).
  2. Асадчий А. Поэтическое творчество как способ мышления // URL: http://newlit.ru/~asadchiy/3410.html (дата обращения: 02.11.19).
  3. Гадамер Г. Г. Философия и поэзия / Х.Г. Гадамер. – М.: Искусство, 1991. – С.116-146.
  4. Две сестры: философия и поэзия. Журнал «Эрос и Космос» // URL: http://eroskosmos.org/two-sisters-philosophy-and-poetry (дата обращения: 03.11.19).Кабанова И.В. Модернизм. Виды эксперимента в литературе модернизма // URL: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/kabanova/modernizm.htm (дата обращения: 03.11.19)
  5. Купарашвили М. Д. Лекции по современной философии. Модернизм: учеб. Пособие / М. Д. Купарашвили. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014. – 336 с.
  6. Философия Гёте и Шиллера // URL: https:// spravochnick.ru/filosofiya/filosofiya_gete_i_shillera/ (дата обращения: 03.11.19).
  7. Философия и поэзия // Г.Г. Гадамер. URL: https://litresp.ru/kniga/ru/Г/gadamer-gans-georg/filosofiya-i-poeziya (дата обращения: 03.11.19).

Комментарии:

Ваш ник:
Ваш email:
Текст комментария: