Ближайшие конференции по темам

ФилософияФилософия - К-09.20.22

СоциологияСоциология - К-09.10.22

ИскусствоведениеИскусствоведение - К-09.20.22

ИсторияИстория - К-09.20.22

КультурологияКультурология - К-09.20.22

МедицинаМедицина - К-10.05.22

ПедагогикаПедагогика - К-09.10.22

ПолитологияПолитология - К-10.05.22

ПравоПраво - К-09.15.22

ПсихологияПсихология - К-09.10.22

ТехникаТехника - К-10.05.22

ФилологияФилология - К-09.20.22

ЭкономикаЭкономика - К-09.10.22

ИнформатикаИнформатика - К-10.05.22

ЭкологияЭкология - К-10.05.22

РелигиоведениеРелигиоведение - К-09.20.22


Ближайший журнал
Ближайший Научный журнал
Paradigmata poznání. - 2022. - № 3

Научный мультидисциплинарный журнал

PP-3-22

русскийрусский, английскийанглийский, чешскийчешский

21-20.07.2022

Идёт приём материалов

Информатика Искусствоведение История Культурология Медицина Педагогика Политология Право Психология Религиоведение Социология Техника Филология Философия Экология Экономика


Литературный журнал Четверговая соль
Литературный журнал "Четверговая соль"

Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Значение типологии религиозной жизни преподобномученицы Марии (Скобцовой) для исследований в области психологии религии

К-02.15.19
IX международная научно-практическая конференция
Психология XXI века: теория, практика, перспективы
15.02-16.02.2019

Значение типологии религиозной жизни преподобномученицы Марии (Скобцовой) для исследований в области психологии религии

В. Ю. Асланян, кандидат психологических наук,

Северо-Восточный государственный университет,

г. Магадан, Россия

 

 

Преподобномученица Мария (Скобцова), в девичестве Елизавета Юрьевна Пиленко (1891–1945), известна как поэт, богослов, иконописец, а также как устроительница приюта для бездомных русских эмигрантов в Париже, на улице Лурмель. Впоследствии, приют стал центром эмигрантской жизни. К слову, заседания Философско-богословской академии Н.А. Бердяева проходили в столовой приюта, и преподобномученица принимала в них активное участие.

Статья «Типы религиозной жизни» [3] была написана матушкой в 1937 г. и сразу была представлена в качестве доклада на собрании академии. Как пишет в предисловии к статье сама преподобномученица, она собиралась включить ее в одну из своих книг. Но по воспоминаниям протоиерея Сергея Гаккеля [5], некоторые представители ее окружения отговаривали от такого шага. В частности, Л. А. Зандер, который охарактеризовал статью, как слишком острую и меткую, а, следовательно, для многих обидную.

Преподобномученица, с одной стороны, относилась к статье как к своеобразному инструменту для налаживания взаимодействия с близкими по духу, по взглядам на смысл и устройство православной жизни людьми. А с другой, как к опыту типирования многогранных интерпретаций сути духовной жизни с последующей их оценкой с точки зрения Евангельской истины. Она считала, что каждый христианин должен уметь «четко отличать Православие от всех его украшений и одежд» [5, с. 12], т.к. некоторые из них являются духовно опасными. В этом смысле, статья имеет, прежде всего, глубокий богословский смысл, а ее содержание звучит в унисон святоотеческой традиции духовного трезвения.

Автор выделяет всего пять типов религиозной жизни. Дадим краткую характеристику каждому из них.

Первый тип – синодальный. Он возник в эпоху Петра Великого. Церковь, религиозная вера воспринимается здесь как символ государственности, патриотизма. Благочестие – не просто добродетель, а важное качество государственного человека. Для продвижения по служебной лестнице необходимо было ежегодно документально подтверждать факт исповеди и причастия. Деловитость и размеренность церковной жизни практически полностью нивелировали подвижнический подвиг религиозных людей. Церковное искусство было также направлено на демонстрацию несокрушимости и богатства Церкви и государства, ей покровительствующего. Поэтому архитектура церковных сооружений монументальна, облачения и убранство храмов пышно и благолепно, иконы закрыты богатыми ризами из золота и серебра, Евангелие помещено в тяжелые и богато украшенные оклады.

Второй тип – уставщический. Берет свое начало в Московской Руси. Религия здесь – прежде всего магия слова или даже буквы. Наиважнейшая добродетель – четкое следование разработанному до мельчайших подробностей церковному уставу. Любое отклонение от него вызывает негодование и злость. Вся внутренняя жизнь верующего подчинена ритму церковной жизни и также разработана до мелочей, вплоть до специальных техник приведения себя в особые духовные состояния. Развито чувство послушания. Даже отношение к другому человеку определяются не любовью, а выполнением взятых на себя обязательств. И это неслучайно, т.к. основная цель данного типа заключается в охранении и повторении религиозных обрядов. 

Третий тип – эстетический. Исторические корни данного типа установить сложно. В его основе – восхищение красотой византийского богослужения, церковного искусства, которое известно на Руси с древних времен. Но именно в XX в. стремление к возвращению к традиционным культурным истокам и защиты старины стали главенствующими мотивами обращения к религии. Представители эстетического типа – носители психологии коллекционера, музейных работников. Люди для них делятся на две группы. Первая – подлинные ценители красоты церковного искусства, «культурные аристократы», к которой относятся они сами. Вторая – плебс, надоедливые профаны, толпа для проведения богослужения. Для эстета не существует ни любви, ни ненависти, ни самопожертвования, а только холодное высокомерное презрение к профанам, экстатическое любование красотой, сухость и бережное охранение своего, как им кажется гармоничного, внутреннего мира.

Четвертый тип – аскетический. В исторической перспективе данный тип религиозной жизни возник первым. В христианство аскетизм пришел из восточных религий. Но христианство не заимствовало его в первоначальном виде, а внесло существенные изменения. Если в восточных религиях аскетизм совершается ради приобретения духовной силы путем физических и духовных упражнений, то в христианстве аскетизм – это средство для спасения души. Неспособность различать эти две мотивации приводит к появлению еще одного типа религиозной жизни – аскетического. Мать Мария отмечает, что этот тип является наиболее духовно опасным. Опасность заключается в том, что помощь ближнему становится не целью, а средством, духовным упражнением. Милостыня подается не по жертвенной любви, а по аскетическому заданию, для спасения собственной души. Ему начинают следовать сильные и мужественные души, способные на жертву ради Бога, и поэтому могущие многого достичь, следуя по пути обожения.

Пятый тип – евангельский. Он возник в христианстве и составляет его сущность. Смысл его в «охристовлении» жизни человека. При этом автор четко разделяет воцерковление и охристовление. Если первое подразумевает устройство быта в соответствии с церковным уставом, то второе – взращивание в себе евангельской любви, любви к Богу и к ближнему. Преподобномученица дает для данного типа самое краткое описание и при этом не выделяет специфических нравственных и психологических свойств. И это не случайно. Он требует преодоления себя, изменения привычного образа жизни, достижения святости. Евангельский тип – это идеальный образчик религиозной личности в Православии; это цель, к которой должны стремиться представители других типов религиозной жизни.

Итак, мы можем видеть, что автор выделяет типы религиозной жизни, опираясь, с одной стороны, на теоретические знания в области истории религии, теологии, церковного искусства, а, с другой, – на богатейший эмпирический опыт взаимодействия с религиозными людьми. Типология строится на основе важнейших общенаучных методологических принципов: историзма, единства логического и исторического. А типирование осуществляется на основе совокупности критериев: особенности исторического возникновения (исторические корни), нравственные свойства, специфика церковного искусства, сила распространения, творческие возможности и соответствие задачам церковной жизни на разных этапах исторического развития, которые каждый конкретный тип решает.

С нашей точки зрения, особую роль в типологии играют индивидуально-психологические особенности человека. Они также выступают здесь в роли одного из критериев, хотя преподобномученица не придает им ведущего значения. В тексте статьи матушка пишет, что индивидуально-психологические особенности человека играют определенную роль в выборе верующим типа религиозной жизни, но не придает им решающего значения. Ведущую роль она отводит именно историческому контексту.

Роль индивидуальности в формировании типов религиозной жизни автором явно недооценена. Подтверждение данному тезису можно найти в самом тексте. Во-первых, автор указывает, что как минимум один тип ­­– аскетический – свойственен всем религиям и даже нерелигиозной среде. Во-вторых, исторические корни третьего типа сложно установить.  В-третьих, выделенные типы возникнув единожды не перестают существовать до настоящего времени.

Основываясь на трудах У. Джемса [1], И. А. Ильина [2], Л. Н. Митрохина [4] мы утверждаем, что религия открывается человеку в его переживаниях трансцендентного, в его опыте взаимодействия со сверхъестественным, с так называемым «горним» миром. Поэтому в религиозном опыте присутствуют так или иначе все психические процессы человека, он задействуют все сферы психики. Но у каждого конкретного человека структура религиозного опыта уникальна. Представленность воображения, мышления, чувственных ощущений у разных людей отличается. Опыт не только субъективен, но и субъектен, т. е. опосредствован индивидуально-психологическими особенностями переживающего. 

Исходя из этого, мы можем говорить, что типы формируются не столько как своеобразный ответ на вызов исторической ситуации (как утверждает преподобномученица), а скорее, как типологически однородное переживание религиозного опыта группой индивидов, устойчивое по отношению к историческим изменениям. Словосочетание «типологически однородное» подразумевает однородность именно с точки зрения индивидуально-психологических особенностей.

В этом плане, типы религиозной жизни должны быть осмыслены с точки зрения взаимосвязи индивидуально-психологических свойств личности и специфики переживания религиозного опыта. Полученные результаты могут в дальнейшем стать методологическим основанием для построения естественной типологии религии религиозной личности.

 

Библиографический список

  1. Джемс, В. Многообразие религиозного опыта[Текст] / В. Джемс. – СПб.: Андреев и сыновья, 1992. – 418 с.
  2. Ильин, И.А. Аксиомы религиозного опыта: исследование[Текст] / И.А. Ильин. – М.: АСТ МОСКВА, 2006. –668 с.
  3. Мать Мария (Скобцова), преподобномученица Типы религиозной жизни[Текст] / Мать Мария (Скобцова) преподобномученица.– М.: Свято–Филаретовский православно-христианский институт, 2009. – 68 с.
  4. Митрохин, Л.Н.Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки)[Текст] / Л.Н. Митрохин. – СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 1997. – 480 с.
  5. Прот. Сергий Гаккель Мать Мария и ее «религиозные типы» [Текст] / Прот. Сергей Гаккель // Мать Мария (Скобцова) преподобномученица Типы религиозной жизни. – М.: Свято–Филаретовский православно-христианский институт, – 2009. – С. 9–12.
Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии