Ближайшие конференции по темам

ФилософияФилософия - К-09.20.22

СоциологияСоциология - К-09.10.22

ИскусствоведениеИскусствоведение - К-09.20.22

ИсторияИстория - К-09.20.22

КультурологияКультурология - К-09.20.22

МедицинаМедицина - К-10.05.22

ПедагогикаПедагогика - К-09.10.22

ПолитологияПолитология - К-10.05.22

ПравоПраво - К-09.15.22

ПсихологияПсихология - К-09.10.22

ТехникаТехника - К-10.05.22

ФилологияФилология - К-09.20.22

ЭкономикаЭкономика - К-09.10.22

ИнформатикаИнформатика - К-10.05.22

ЭкологияЭкология - К-10.05.22

РелигиоведениеРелигиоведение - К-09.20.22


Ближайший журнал
Ближайший Научный журнал
Paradigmata poznání. - 2022. - № 3

Научный мультидисциплинарный журнал

PP-3-22

русскийрусский, английскийанглийский, чешскийчешский

21-20.07.2022

Идёт приём материалов

Информатика Искусствоведение История Культурология Медицина Педагогика Политология Право Психология Религиоведение Социология Техника Филология Философия Экология Экономика


Литературный журнал Четверговая соль
Литературный журнал "Четверговая соль"

Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Парный брак и нуклеарная семья: есть ли альтернативы?

К-03.29.19
VI международная научно-практическая конференция
Развитие личности: психологические основы и социальные условия
29.03-30.03.2019

Парный брак и нуклеарная семья: есть ли альтернативы?

Л. М. Управителева Кандидат философских наук, доцент,

Санкт-Петербургский государственный

университет профсоюзов,

г. Санкт-Петербург, Россия

 

 

Брак и семья – одна из сфер современной социальной жизни, в которой происходят радикальные изменения [1–4]. Это проявляется в большом количестве разводов, росте одиноко проживающих людей, феномене чайлдфри, изменении порядков сексуальности и т. д. Всё это ставит перед и обывателями, и перед учёными вопросы: Что происходит с современными браком и семьёй? Есть ли закономерности в их трансформациях?

Каковы их перспективы? Возможны ли альтернативы им? Это тем более актуально, что согласно общеизвестным историческим и этнографическим данным, парный брак и нуклеарная семья существовали не вечно, а появились на определённом этапе развития человечества. Логично предположить, что, выполнив свою историческую задачу, они могут сойти с магистрального исторического пути, уступив место новым формам сожительства людей. Настал ли этот момент, прекращает ли парный брак своё существование – этому посвящена наша статья.

Парный брак – это, прежде всего, союз, в котором состоят два человека, а именно – мужчина и женщина. В странах разрешённых гомосексуальных браков в нём состоят партнеры одного пола. Данные союзы создаются на добровольных началах, строятся на основе любви и сексуальных отношений. При этом партнёры совместно проживают друг с другом, ведут общее хозяйство, имеют друг перед другом взаимные обязательства (верность, поддержка, имущественные обязательства в случае юридически оформленного брака). В современном обществе парный брак и моногамная семья – это нормативные формы проживания людей. Это значит, что вступает в брак и создаёт семью абсолютное большинство людей, государство и общество поддерживают, одобряют и ожидают их от своих граждан. Основной посыл, который получает подрастающий человек таков: быть взрослым – это вступать в брак, создавать семью.

Парный брак, как форма сожительства, решает целый ряд задач, с которыми сталкиваются люди. Можно говорить о больших плюсах парного брака. К их числу можно отнести: материально-финансовые преимущества – «Дешевле!»; не нужно постоянно искать сексуального партнёра – «Секс гарантирован!»; есть перспектива продолжения рода – «Продолжу себя в детях!»; подтверждение значимость личностной уникальности - «Я нужен миру и любим!»; есть возможность обрести помощь и поддержку – «Я не одинок в этом мире! В трудную минуту буду поддержан!»; реализация экзистенциальной потребности в любви – «Хочу любить и заботиться!». Однако парный брак имеет и много минусов: неравный финансовый вклад партнёров порождает отношения власти; с неизбежностью происходит ограничение свободы (сексуальной, пищевой, перемещения, проведения досуга и т. д.); настигает рутина (сексуальная, эмоциональная и т. д.), негативные переживания создают домашние обязательства, трудности достижения понимания и гармонии. Все это требует от человека много сил и отвлекает от личностных, прежде всего, карьерных достижений. А именно последние гарантируют социальное признание, деньги и возможности реализации многообразных увлечений личности.

Говоря о том, что же превалирует в остатке при сложении плюсов и минусов брака, следует сказать, что в 2016 году на 100 брачующихся пар приходился 61 развод, в 2017 году – 58 [6]. Самый высокий показатель разводов в России – в Ленинградской и Магаданской областях (752 развода на 1000 браков), Чукотском автономном округе (748), Еврейской автономной области (741) [3, с. 5]. Как видим, завершается разводом большая часть браков. Это, без сомнения, проблематизирует ценность данного социального института в глазах общественности и позволяет говорить о кризисе парного брака.

Другим проявлением кризиса парного брака является появление альтернативных видов взаимоотношения полов и сожительства. Напомним, что современный парный брак базируется на копулярности, сексе, любви, совместном ведении хозяйства. Новации появляются на фоне разделения этого единства. Причудливые сочетания числа сексуально-любовных партнёров, новых сексуальных практик, разнообразных типов сожительства порождают оригинальные формы взаимоотношения полов, не тождественные парному браку. Нельзя сказать, что прошлые эпохи были с ними совершенно не знакомы, но характерной особенностью нашего времени является то, что они стали уделом не столько экспериментирующих маргиналов, сколько массовой практикой обывателей.

В качестве новых форм брачного поведения выступают:

Конкубинат – тройственные отношения, в которых официальный брак одного из партнёров дополняется отношениями с другим партнёром, проживающим отдельно (а иногда и скрыто). При этом в параллельном браке могут быть дети. Справедливости ради, отметим, что подобная форма отношений была известна с давних времён, уходя своими корнями в историю Древнего Рима. Для современных женщин и мужчин такая форма взаимоотношений имеет разные преимущества. Для мужчин она даёт возможность иметь вторую партнершу для секса, а для женщины – возможность иметь ребенка с отцом.

Полиамория или любовно-сексуальная коммуна. В данном случае преодолевается парность проживающих партнёров. В любовно-сексуальное сожительство включается несколько человек. Историческими примерами такой коммуны являются известные любовные треугольники прошлого – В. Маяковский, Лиля и Осип Брики, Ленин, Н. Крупская, И. Арманд. В настоящее время полиамория – выбор молодых, при этом количество партнёров доходит до 5 и выше. Выбирая данный тренд, молодые люди стремятся уйти от одиночества, сложностей в поиске и выборе партнёра, трудностей в организации быта. Они получают любовно-сексуальное разнообразие, материальную и эмоциональную поддержку любовно-сексуальной группы. Трудности, с которыми сталкиваются полиаморы, связаны с неравным финансово-материальным вкладом в организацию быта, сложностями выходом из группы, той же рутиной длительного сожительства, социальным давлением. Можно представить, как многократно они усиливаются с рождением детей.

Гостевой брак – романтические и сексуальные отношения с одним партнёром, но партнёры проживают раздельно, встречаются с определённой периодичностью. Как видим, в данном случае разделяется секс-любовь и совместное проживание, столь характерные для парного брака. Распространен гостевой брак у молодых людей, ещё не решивших жить совместно, как промежуточная форма, и у людей старшего возраста, вырастивших детей и не желающий вступать в традиционные отношения.

Бостонский брак – проживание двух подруг, имеющих сексуальные отношения за пределами союза (могут не иметь их). Данная форма сожительства возникла в 19 веке у феминисток, сейчас она встречается в крупных городах. Женщин связывают узы дружбы, они совместно ведут хозяйство, удовлетворяют потребности в безопасности, заботе и поддержке, не планируют вступать в классический брак.

Безбрачие – это проживание одинокого человека без постоянного сексуального партнёра и романтических отношений. Сексуальная жизнь осуществляется либо в форме промискуитета, когда человек имеет множество сексуальных партнёров без романтических отношений. В другом варианте это асексуальная жизнь – отказ от сексуального взаимодействия. Асексуальность находит своё распространение у молодёжи как сознательно избранный тренд. У старшего поколения асексуальность, как правило, носит вынужденный характер в силу демографического дисбаланса полов (нехватки мужчин).

Таким образом, мы видим, что парный брак переживает кризис как универсальная форма полового сожительства и любовно-сексуального взаимодействия. Он становится всего лишь одним из вариантов брачного поведения наряду с конкубинатом, полиаморией, гостевым браком, бостонским браком, безбрачием. Подобное разнообразие предоставляет индивиду возможность делать выбор наиболее приемлемого ему способа организации своих любовно-сексуальных проявлений, исходя из конкретных предпочтений и конкретных обстоятельств.

Обратимся к современной семье. Традиционно это нуклеарная семья – то есть супружеская пара с детьми. Вместе с тем распространены и расширенные, многопоколенные семьи, в которых, наряду с родителями с детьми, проживают представители старших поколений (дедушки и бабушки).

Анализируя состояние современной нуклеарной семьи, нужно сказать, что как социальный институт, она находится в кризисе. Об этом свидетельствует целый ряд альтернатив нуклеарной семье, в последнее время достаточно серьёзно заявивших о себе.

Отказ от семьи, выбор одиночного проживания. Во всём мире растёт количество домохозяйств, в которых проживает один человек. В США их более 50 %, в Швеции, Норвегии, Финляндии около 45 %, в Японии – 30 % [5, с. 35]. В России перепись 2010 года показала противоречивую картину: замужних женщин оказалось больше, чем женатых мужчин. В силу этого восстановить подлинную картину семейно-брачного статуса людей не представляется возможным. В предыдущие эпохи одинокий человек вызывал одновременно порицание и сочувствие. В русских деревнях неженатый мужчина назывался малым, он не мог претендовать на земельный надел, равно как и на участие в распределении земли. Он не имел собственного жилья, продолжая проживать с родителями. В силу данных особенностей малого не принимал круг семейных мужчин, оставляя взаимодействовать с детьми и подростками. Участь незамужней девушки также была незавидной. Достаточно вспомнить жизнь Сони из романа Толстого «Война и мир». Не вышедшая замуж, она так и осталась приживалкой в семье Ростовых. Раньше люди оставались одинокими в силу нездоровья или отсутствия средств для брака, ХХ веке одиночество стало феноменом, обусловленным психологическими сложностями отношений полов. Не могущие справиться с трудностями совместного общежития мужчины и женщины в XXI веке осознанно выбирают одинокий образ жизни.

Семья чайлдфри. Это семейная пара, которая сознательно отказалась от детей. Можно сказать, что в данном случае брак не перерастает в семью. Бездетность всегда считалась большим жизненным испытанием для брачной пары и являлась вынужденной. Именно в продолжении рода состояла одна из задач вступления в брак. Однако ХХ век породил новый социальный феномен, который противостоит как деторождению, так и бездетности – добровольный отказ от рождения детей. Современное поколение выбирает удовольствия и успех, развитие личностного потенциала. При этом утверждающие идеологию чайлдфри не отказываются от семьи, но готовы всецело отдавать себя любимому человеку. Деформация института семьи и кризис семейных отношений усиливают распространённость феномена чайлдфри.

Семья с одним родителем, состоящим в разводе. В России вступают во вторичный брак 27 % женщин и 68 % мужчин. Очевидно, что это приводит к перекосу в дальнейшей судьбе разведённых. Женщины остаются с детьми, создавая новый тип семьи – один родитель и ребёнок/дети. В последнее время эмансипация женщин, всё большее вовлечение мужчин в воспитание детей приводят к тому, что в одиночку воспитанием ребёнка занимается отец. Вместе с тем, в структуре семьи это мало что изменяет. Родителю, остающемуся с детьми сложно вступить в повторный брак, формируется пара родитель-ребёнок.

Внебрачная семья – это семья, которая состоит из взрослого и ребёнка, родившегося вне брака. Успехи медицины, развитие ЭКО, появления института суррогатных матерей открывает новые возможности для индивидов в вопросе продолжения жизни и воспитания детей. Становится возможным существование семьи без брака. Это возникает в случае использования биологического материала для зачатия не от конкретного партнёра, с которым связывали интимные отношения, а из банка спермы/яйцеклеток. Суррогатная мать позволяет не только бездетной женщине стать матерью, но стать отцом и мужчине, уравнивая в этом права и возможности женщин и мужчин. Внебрачная семья формируется минуя любовно-сексуальные отношения, и решая для создающих её индивидов основную задачу – воспроизводства жизни.

Коливинг – совместное проживание людей, не связанных узами брака или родства. Прообразом такого сожительства являются мужские дома в примитивных обществах: женщины с детьми проживают в отдельных хижинах, мужчины – коллективно в мужском доме. Академии и лицеи древности, современные ашрамы тоже могут быть названы в этом контексте. Другим вариантом совместного неродственного проживания являются рабочие, студенческие общежития. А в Швеции в 30-е годы был построен дом для одиноких женщин с детьми, в котором они могли проживать и поддерживать друг друга. Нужно сказать, что в этой стране и сейчас очередь на проживание в таких домах является длинной. Как видим, люди объединены для проживания не на основе сексуальности и продолжении рода, а на внесексуальных началах: в силу материальной необходимости, для поддержки друг друга, для творческого саморазвития. В настоящий момент коливинги находят своё распространение в США. Как правило, такую форму сожительства выбирают молодые люди, высокого уровня образования и доходов, уделяющие большую часть времени карьере и саморазвитию. Совместное проживание позволяет им не заниматься общим хозяйством и организацией быта (это вынесено на аутсорс), и при этом получать дружеское общение, совместное времяпровождение, связанное со спортом и кружками по интересам.

Таким образом, современная нуклеарная семья утрачивает свои позиции как универсальная для граждан форма сожительства и продолжения рода. Она дополняется разнообразными новыми формами – семьями с одним родителем, внебрачными семьями, семьями без детей, коммунами. Полагаем, что, будучи выдающимся социальным достижением человечества, она не утратит свои позиции в будущем. Но говорить о сохранении её универсальности как формы общежития и продолжения рода не представляется возможным.

Библиографический список

 

  1. Александров А.Ф. Арифметика любовных отношений. М.: РИПОЛ классик, 2015. - 288 с.
  2. Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н. Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ. М.: Интеллектуальная книга, Новый хронограф, 2010. — 352 с.
  3. Горшкова В.В., Тонконогая Е.П., Мельникова А.А.Семья в проблемном поле современного социума / В. В. Горшкова, Е. П. Тонконогая, А. А. Мельникова; под ред. В. В. Горшковой. — СПб. : СПбГУП, 2019. 302 с.
  4. Кляйненберг Э. Жизнь соло. М.: АНФ, 2014. - 278с.
  5. Шадрина А.С. Не замужем: секс, любовь, семья за пределами брака. М.: «Новое литературное обозрение», 2017. - 234 с.
  6. Электронный ресурс http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (Дата обращения 27.03.2019)
Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии