EnglishРусский

К вопросу о художественной реальности в отечественном литературоведении

Е. В. Чепкасов Кандидат филологических наук, доцент,

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов,

г. Санкт-Петербург, Россия

 

«Художественная реальность» и «художественный мир» – синонимичные термины, напрямую связанные с процессом художественного осмысления, творческого преобразования автором первичной внелитературной реальности. Но сначала определимся с вариантами термина «художественная реальность» и с его значением.

По верному замечанию А. Б. Есина, наиболее часто употребляются термины «художественная реальность» [4: 11; 14: 466; 11: 111; 2: 46; и т.д.] и «художественный мир» [12: 250; 10: 14; 11: 95; 2: 47; и т. д.]. Для обозначения того же понятия употребляются термины «мир произведения» [16, с. 192], «внутренний мир художественного произведения» [6, с. 98], «внутритекстовая действительность» [8, с. 11], «художественно-образная модель жизни» [5, с. 276], «искусственная реальность» [10, с. 13], «изображенный мир» [4, с. 75], «представленная действительность» и «представленный мир» [7, с. 141, 162]. Антонимами этих терминов служат следующие: «реальная действительность» [9, с. 182; 17: 140], «реальность» и «действительная жизнь» [16, с. 198, 202], «внелитературная действительность» [7, с. 162], «мир действительности» [6, с. 98], «действительность» [2, с. 46; 12, с. 253; 6, с. 100], «жизнь» [5, с. 276; 9, с. 183], «внетекстовая действительность» [8, с. 11], «внетекстовая реальность» [1, с. 22], «первичная реальность» и «жизненная реальность» [4, с. 11, 12], «реальный мир» [6, с. 101; 16, с. 192; 4, с. 75]. В нашей работе будут использованы синонимичные термины «художественная реальность» и «художественный мир», а антонимами для них послужат понятия «внелитературная реальность», «реальная жизнь» и «действительность». Следует заметить, что употребление «художественной реальности» и «художественного мира» как опорной синонимической пары уже имеет прецеденты в научных работах – примером этого может служить замечательная статья Ю. Б. Борева и З. Г. Андреевой, опубликованная еще в 1988 г., под названием «Художественная реальность в ее отношении к действительности и к читателю» [см. 2, с. 46–60].

Теперь дадим определение художественной реальности и перечислим ее компоненты. Художественная реальность создается авторским воображением и представляет собой единую в плане эстетического восприятия картину мира и человека. Она образует систему, так или иначе соотносимую с миром реальным: в нее входят люди с их внешними и внутренними (психологическими) особенностями, события, природа (живая и неживая), вещи, созданные человеком, в нем есть время и пространство [см. 16, с. 192; 11, с. 95; 4, с. 12].

Главной особенностью художественной реальности является творческий вымысел, присутствие которого неизбежно по той причине, что «художественная реальность пронизана авторской художественной концепцией мира и личности, подчинена этой концепции и является ее образным пластическим воплощением» [2, с. 46]. В идеале (степень достижимости которого зависит от даровитости автора) «на уровне готовой целостности произведения художественный мир предстает как завершенная, устойчивая система отношений всех элементов, как завершенный универсальный порядок, как космос, противостоящий хаосу незавершенной, отрывочной действительности» [12, с. 250].

Здесь необходимо дать понятие о художественном преобразовании действительности, роли писательского вымысла в этом преобразовании и связанных с данным обстоятельством «разночтениях» между жизненной реальностью и художественным миром. Л. В. Чернец пишет, что литературное произведение – «это всегда условный, создаваемый с помощью вымысла мир, хотя его «строительным материалом» служит реальность» [16, с. 198]. Е. С. Добин, полемизируя с литературоведами-натуралистами, писал, что «в прошлые годы нередко «отлучали» условность от реализма. Условность – необходимая сторона искусства. Она продиктована самой его сущностью» [3, с. 275]. Сущность же эта состоит в том, что «литература берет только некоторые явления реальности и затем их условно сокращает или расширяет, делает их более красочными или более блеклыми, стилистически их организует, но при этом, как уже было сказано, создает собственную систему, систему внутренне замкнутую и обладающую собственными закономерностями» [6, с. 100–101]. Эта система и называется художественной реальностью, или художественным миром.

Но продолжим разговор о вымысле как главной черте, отличающей художественное произведение от нехудожественного. Г. Маркевичем «под литературным вымыслом понимается представленная действительность, определяемая предложениями, которые с предполагаемой точки зрения автора не являются ни истинными суждениями, ни глубоко обоснованными гипотезами и имеют неассерторический характер (последнее означает, что они вообще не являются суждениями и не выражают убеждений автора), а следовательно, не могут рассматриваться как ложные суждения или необоснованные гипотезы» [7, с. 141]. Эта точка зрения представляется весьма спорной, поскольку, уводя автора от ответственности за написанное, она заодно и лишает писателя права высказывать в художественной форме свои убеждения. Во-первых, нельзя лишать автора ответственности за написанное: «ответственность художника двоякая: во-первых – перед искусством, во-вторых – перед жизнью» [15, с. 68]. Во-вторых, нам думается, что нет нужды говорить о художественном творчестве в категориях «ложные суждения» или «необоснованные гипотезы». К тому же, обоснование происходящего в художественной реальности, называемое художественной мотивировкой, всегда имеет место: «перед писателем стоит задача оправдать каждое положение в рассказе, доказать его допустимость в произведении. Такие приемы оправдания отдельных положений называются мотивировкой» [13, с. 83].

Как бы то ни было, «понятие художественного вымысла проясняет границы (порой весьма расплывчатые) между произведениями, притязающими на то, чтобы быть искусством, и документально-информационными» [15, с. 94]. Именно это различие и позволяет нам вплотную подойти к авторской позиции по тем или иным вопросам. Ведь «изображаемый в художественном тексте мир соотносится с действительностью лишь опосредованно, отображает, преломляет, преобразует ее в соответствии с интенциями автора» [8, с. 11].

Полагаем, что обзор трудов отечественных литературоведов, касающихся вопроса художественной реальности, можно на этом завершить, поставив многоточие.

 

Библиографический список

  1. Баршт К.А. Русское литературоведение ХХ в. – Ч. 1. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. – 336 с.
  2. Борев Ю.Б., Андреева З.Г. Художественная реальность в ее отношении к действительности и к читателю // Методология анализа литературных произведений / Отв. ред. Борев Ю.Б. – М.: Наука, 1988. – С. 46-60.
  3. Добин Е.С. Сюжет и действительность. Искусство детали. – Л.: Советский писатель, 1989. – 432 с.
  4. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 2000. – 247 с.
  5. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. – Л.: Изд-во Ленинградсклго университета, 1971. – 766 с.
  6. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Введение в литературоведение. Хрестоматия / Под ред. Николаева П.А. – М.: Высшая школа, 1997. – С. 97-101.
  7. Маркевич Г. Основные проблемы науки о литературе. – М.: Прогресс, 1980. – 376 с.
  8. Николина Н.А. Филологический анализ текста. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 254 с.
  9. Петров С.М. Критический реализм. – М.: Высшая школа, 1980. – 359 с.
  10. Прозоров В.В. Автор // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высшая Школа: «Академия», 1999. – С. 11-21.
  11. Рощина О.С. Введение в литературоведение. – Новосибирск: НГПУ, 2002. – 177 с.
  12. Рымарь Н.Т. Поэтика романа. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1990. – 159 с.
  13. Томашевский Б.В. Теория литературы: Поэтика: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект-пресс, 1996. – 333 с.
  14. Тюпа В.И. Художественность // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высшая Школа: «Академия», 1999. – С. 463-485.
  15. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, – 398 с.
  16. Чернец Л.В. Мир произведения // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высшая Школа: «Академия», 1999. – С. 191-202.
  17. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. Новиков В.И., Шкловский Е.А. – М.: Педагогика-Пресс, 1998. – 424 с.

Комментарии:

Ваш ник:
Ваш email:
Текст комментария: