Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Влияние пандемии на ТЭК Мировой экономики (на примере нефтегазового сектора)

К-05.10.21
IX международная научно-практическая конференция
Риски и безопасность в интенсивно меняющемся мире
10.05-11.05.2021

Влияние пандемии на ТЭК Мировой экономики (на примере нефтегазового сектора)

Н. Н. Моногаров Аспирант,

Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

г. Санкт-Петербург, Россия

 

Экономические интересы Российской Федерации на мировом рынке углеводородов, а также стратегические планы в данном секторе энергетики обусловлены рейтингом страны в мировой экономике, как одного из ведущих экспортеров нефти и природного газа [1]. Эпидемия коронавируса обострила кризисные ситуации в самых разных сферах жизни, вызвала неоднократный локдаун во многих странах мира, подобного глобального кризиса не испытывала на себе мировая экономика со времен Великой депрессии 1930-х гг., конечно, он не мог не затронуть мировую энергетику.

По прогнозам международных экспертов ООН, экономика многих стран по сравнению с планом-графиком (дорожная карта до 2050 года) «Будущее цивилизаций», будет «отброшена» в развитии на 10 лет назад [2]. К закономерным циклическим кризисам в нефтегазовом секторе экономики эксперты давно адаптировались, но уже сейчас очевидно, что прогнозы перспективного развития из-за ограничений, связанных с пандемией, в сторону снижения вполне реалистичны. Информация по этому вопросу весьма ограничена и постоянно изменяется, поэтому для многих стран с развитым топливно-энергетическим комплексом (ТЭК) актуально сформулировать основные проблемы в области углеводородной энергетики и определить перспективы их разрешения.

Влияние пандемии на отрасли ТЭК и энергоэкологическую динамику очевидны: мировая энергетика переживает процесс серьезной трансформации, имеющий как экономическую, так и политическую основу:

·               рост азиатской экономики (в основном китайской);

·               меняется состав энергопотребителей;

·               прогнозирование нехватки природных ресурсов (углеводородное сырье);

·               локдаун приостановил работу мировой транспортной системы, как следствие - снижение потребления энергоресурсов;

·               разница между спросом и предложением на нефть, как следствие - колебание цен;

·               экологические проблемы, а именно, высокий уровень эмиссии парниковых газов.

Примером политического вмешательства, имеющего беспрецедентные последствия, является провокация 01.04.2021 г. по отношению к проекту «Северный поток-2» со стороны иностранных гражданских и военных судов. В конце 2019 года США ввела санкции против данного проекта и, в частности, в отношении компании Nord Stream [3], являющейся его оператором, что замедлило укладку трубопровода. Реализация данного проекта позволит стабилизировать энергетическую безопасность для стран Европы, а также обеспечит существенную прибыль Российской Федерации, как одного из основных экспортеров природного газа для этих европейских государств [1]. Однако на данный момент ситуация неоднозначная, и полного понимания сроков окончания его строительства нет.

Вышеперечисленные проблемы провоцируют затяжной кризис на мировом рынке углеводородов, вследствие чего многие проекты перспективной «зеленой» энергетики будут приостановлены, например, поставки солнечной энергии из Сахары (Алжир) по кабелям в Европу, они требуют достаточно больших денежных и инвестиционных вложений, которые в сложившейся экономической ситуации во многих странах не доступны.

Для отраслей ТЭК коронакризис обозначил первоочередные проблемы:

·               пострадали люди: коронавирус затронул работников предприятий ТЭК, что сказалось на устойчивости работы предприятий;

·               ограничительные меры по борьбе с коронавирусом (локдаун) также привнесли последствия разного рода: невыполнение сроков поставок (сбой цепочек поставок) и условий договора, резкий спад экономической активности и сокращение спроса на энергоресурсы [4];

·               резкое падение цен, произошедшее с изменением спроса и жесткой ценовой конкуренции.

В соответствии со сложившейся ситуацией на мировом рынке углеводородов российские нефтегазодобывающие компании быстро ретранслирую изменение конъюнктуры внешних рынков [1]. Падение доходов от экспортной продукции нефти и природного газа приводят к дополнительному снижению ВВП страны (помимо непосредственного влияния коронавируса и ограничительных мер для борьбы с ним) на 5-13% в 2020-2021 гг. [4] в зависимости от месяца снятия карантинных мер в стране в целом.

В 2020–2021 гг. в самый разгар пандемии произошло резкое снижение спроса на нефть и продукты ее переработки на 10 %, по оценкам МЭА [4]. Эксперты сходятся во мнении, что даже главные драйверы мирового потребления – Китай и Индия – не смогут изменить эту тенденцию и в ближайший год резкого скачка в сторону увеличения потребления ожидать невозможно. В Китае ситуация с коронавирусом стабилизировалась, но режим ограничений еще остается. В Индии (апрель-май 2021 года) наблюдается беспрецедентный прирост заболевших жителей страны (высокий уровень смертности) и остается тенденция к дальнейшему росту.

Следует отметить, что небывалое сокращение спроса углеводородного сырья привело к гипертрофированному дисбалансу, который спровоцировал рекордное падение цен. Так с января до середины апреля 2020 г. цена на нефть марки Brent упала в 3,5 раза, а фьючерсы на WTI впервые за всю историю биржевых торгов продавались по отрицательной цене [5], подобное явление несостоятельности системы ценообразования в данной отрасли энергетики наблюдается впервые.

Российские производители вполне конкурентоспособны на мировом рынке, но «агрессивная» ценовая политика пока ведет к падению цен на нефть, что приводит к тому, что отрасль находится на грани рентабельности на фоне сокращения добычи, что определяет основные задачи перед ТЭК в нефтяном секторе экономики в посткризисный период:

·                  провести радикальное сокращение добычи нефти с наименьшими потерями для будущей добычи, для компаний и для госбюджета;

·                  сделать подобный переход за короткий промежуток времени.

Влияние пандемии на газовую отрасль бесспорно, но не такое беспрецедентное, как в нефтяной, ведь спрос на природный газ сократился в основном в промышленности и в коммерческом секторе. В целом можно говорить примерно о 3–5 % сокращении среднегодового мирового спроса на газ, что вполне некритично[5], реперные точки последствий от пандемии мы видим в следующем:

- риск изменения сроков реализации текущих проектов (новые трубопроводы, заводы СПГ, производства по переработке);

 - срыв графика поставок оборудования из-за карантина рабочей силы;

 - корректировка инвестиционных программ, заморозка и полная отмена части новых, в особенности капиталоемких, проектов.

 - изменения в подходе к финансированию газовой отрасли - крупным проектам будет сложнее получить необходимое банковское финансирование [5] (если они не имеют государственной поддержки);

- декарбонизация (снижение эмиссии при сжигании углеводородов – обозначили приоритетным направлением на Международном экологическом саммите, который проходил 21–22 апреля 2021 года при участии 40 лидеров ведущих мировых держав) [6], децентрализация и цифровизация усилят энергетическую стабильность отрасли и привлекут новые инвестиции.

Таким образом, исходя из ситуации с затянувшейся пандемией, страны-экспортеры нефти и газа будут искать конкретные пути решения проблем, разрабатывать стратегические планы для выхода из создавшейся кризисной ситуации на мировом рынке углеводородов.

Библиографический список

  1. Моногаров Н.Н. «Стратегическое взаимодействие Российской Федерации и Мавритании в энергетической сфере (на примере нефтегазового сектора), сборник  Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых СПБГЭУ, 2018 – С 201 – 206.
  2. А.Г. Гранберг, Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец «Глобальный прогноз ООН будущее цивилизаций. Прогноз демографической, энергоэкологической, инновационно-технологической, экономической, геополитической и социокультурной». М.: МИСК, 2007 – 176 с.
  3. https://rg.ru/2021/01/19/v-kremle-zaiavili-o-grubom-davlenii-ssha-na-proekt-severnyj-potok-2.html// RGRU.
  4. «Коронакризис: влияние COVID-19 на ТЭК в мире и в России», сборник Центра энергетики Московской школы управления Сколково. – Москва, 2020 – 65 с.
  5. https://energy.skolkovo.ru/downloads/documents/SEneC/Research/SKOLKOVO_EneC_COVID19_and_Energy_sector_RU.pdf
  6. https://rg.ru/2021/04/27/mezhdunarodnyj-klimaticheskij-sammit-pokazal-ambicii-knr-v-ekovoprosah.html// RGRU.
Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии