Г. В. Валеева кандидат философских наук, доцент,
Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого,
г. Тула, Россия
В настоящее время активное развитие науки и техники порождает множество проблем, в том числе и нравственных. Использование информационных технологий, практически во всех сферах жизнедеятельности человека, с одной стороны, способствует созданию единого интерактивного информационного пространства, направленного на удовлетворение различных потребностей общества. С другой – влечет за собой образование новых ценностей, коренным образом изменяющих смысл социальных коммуникаций. Результатом этого выступают разрушенная традиционная модель поведения и нравственный упадок общества в целом. Справедливо отмечает Э. М. Молчан: «…социальные отношения личности перешли в виртуализированное диалогическое взаимодействие, которое является более доступным, не требует дополнительных усилий, накладывает отпечаток на социальные отношения, разрушая стереотипы поведения и ценности социальных систем, и все более предпочитается реальному» [3].
Социальные сети – вид информационно-коммуникационных технологий, позволяющий отдельным лицам или группам создавать и обмениваться информацией, общаться между собой, создавать группы и форумы по различным интересам. Особенную популярность социальные сети («ВКонтакте», «TikTok», «Instagram», «Facebook», «Twitter» и др.) приобрели в молодежной среде. Обусловлено это тем, что для молодежи, которая наиболее подвержена изменениям и преобразованиям, «соцсети» выступают средством самовыражения, инструментом удовлетворения профессиональных, социальных и досуговых целей. Уникальность коммуникации в данном случае определяется следующими свойствами: «высокая степень анонимности; высокий уровень манипулятивности; неоднородность социальной среды интернета; виртуальность коммуникационной среды; стремление участников к самовыражению; отсутствие эмоций» [2]. Однако, социальные сети характеризуются не только возможностями и преимуществами, но и угрозами, поскольку, подменяют традиционные ценности новыми, изменяя при этом смысловое значение понятий «общение» и «взаимодействие» [1], что, безусловно, ведет к падению нравственности.
Например, возможность анонимности (минимальное количество анкетной информации, отсутствие фото на аватаре или вообще ложные данные о пользователе) формирует ценность самоутверждения, которая обнаруживает себя через проявление безответственности и непринужденности, а так же использование нецензурных выражений в процессе виртуального общения.
Создание виртуального образа (личный блог, страница, группа и т.п.) способствует не только самовыражению молодого человека, но и способствует ориентации на личные интересы и личную выгоду, что формирует ценность индивидуализма. В противовес коллективизму она указывает на личностную независимость и некое равнодушие по отношении к другим: неугодного пользователя можно проигнорировать или удалить из группы или сообщества.
Свободный доступ к разнообразному контенту социальных сетей порождает ценность гедонизма – получение удовольствия от погружения в виртуальное пространство (возможность получить необходимую информацию, общение, эмоциональную разрядку, развлечение и т.п.). Однако, процесс существования в виртуальной среде на основе гедонизма, наносит ущерб качеству коммуникации, поскольку порождает уход от реального общения и взаимодействия с другими людьми.
Таким образом, влияние социальных сетей на нравственное развитие и поведение молодежи весьма неоднозначно. С одной стороны, социальные сети способствуют самоутверждению и самовыражению, а так же созданию информационного пространства, направленного на удовлетворение различных потребностей молодежи. С другой стороны, формируют новые ценности, которые изменяют социальные коммуникации и ведут к упадку нравственной культуры личности.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.