Ближайший журнал
Ближайший Научный журнал
Paradigmata poznání. - 2022. - № 4

Научный мультидисциплинарный журнал

PP-4-22

русскийрусский, английскийанглийский, чешскийчешский

21-20.10.2022

Идёт приём материалов

Информатика Искусствоведение История Культурология Медицина Педагогика Политология Право Психология Религиоведение Социология Техника Филология Философия Экология Экономика


Литературный журнал Четверговая соль
Литературный журнал "Четверговая соль"

Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Освоение стилевых особенностей клавирных сонат Й. Гайдна в процессе музыкально-исполнительской подготовки пианиста в вузе

Освоение стилевых особенностей клавирных сонат Й. Гайдна в процессе музыкально-исполнительской подготовки пианиста в вузе

А. А. Алексеева, студентка[1],

Институт искусств и художественного образования,

Владимирский государственный университет имени

А. Г. и Н. Г. Столетовых,

г. Владимир, Россия

 

В данной статье мы рассмотрим стилевые особенности композитора, с которыми сталкивается исполнитель в вузе.          

Й. Гайдн был одним из немногих художников, который удостоился еще прижизненного апофеоза. Л. Кириллина в своей работе указывала на то, что для творчества Гайдна характерно то, что его гуманистическая направленность проявляется в собственном уникальном стиле. При этом, хоть и складывается стереотип о том, что Гайдн был равнодушен к политическим и общественным треволнениям эпохи, но на деле оказывается, что героический классицизм не был чужд композитору. При этом, видна приверженность английскому и австрийскому Просвещению, а не французскому. Он не связывал себя с проповедью «свободы, равенства и братства», революции и республиканизма, а скорее старался утверждать вечные ценности, которые включали в себя: законный монархический строй, разумную иерархичность, патриотическое служение отечеству. [3, с. 169]

Для его музыкальных произведений характерно то, что он грамотно сочетает как юмор и легкость, также и жизнеутверждающую веру в бога. Последняя, в свою очередь, была ключевой для композитора на протяжении всей жизни.

При этом клавирный стиль Гайдна требует более детального изучения. В сравнении с научной литературой о Моцарте или Бетховене, Гайдн очень редко подвергался анализу технической составляющей.

В своей работе В. Троп опирается на исторический контекст, а так же на  клавирное творчество Гайдна. Стоит отметить, что главное место в анализе занимают вопросы формы, так как она определяет концепцию сонатного цикла у Й. Гайдна.

В работе Хохловой А. мы встречаемся с театральной парадигмой функционирования клавирного творчества композитора.

«Особенностью исследования становится изучение художественного содержания сонат Й. Гайдна в ракурсе игрового пространства-времени; рассмотрении становления понятия игрового пространства-времени в процессе эволюции научной мысли; обнаружении общей эстетики импровизированного спектакля в оперных и инструментальных сочинениях композитора» [5, с. 7].

«Рождение и оттачивание ярких, глубоко продуманных концепций жанра в сочетании с индивидуальным, изобретательным решением каждого сонатного цикла - удивительная черта Гайдна» [5, с. 8].

Практически всю свою творческую жизнь, композитор неизменно посвящал клавирно-фортепианным сонатам. Сейчас известно более 50 сочинений. Которые в своем каталоге удалось зафиксировать А. ван Хобокену. При этом, только 5 из произведений написаны в миноре, а остальные в мажоре.

Не просто ответить на вопрос – на каких именно инструментах сочинял Гайдн свои клавирные сонаты. Большинство исследователей утверждают, что ранние сонаты Й. Гайдна были ориентированы на клавесинное звучание, а более поздние сонаты были подобны звучанию современного фортепиано. Пример этому служат монографии Й. Гайдна. К примеру, в Сонате B-dur, которая была написана в 1766 году, мы не видим достаточное количество динамических указаний, но в сонатах, написанных после 1775 года, появляются динамические указания в достаточно большом количестве.

Для сонат Гайдна принята периодизация, разделяющая путь развития этого жанра в творчестве композитора на четыре периода:

•                Ранний период – до 1766 года (вон включает наибольшее количество сонатных циклов),

•                Период 1766–1773 годов (13 сонат),

•                Период 1776–1781(82) годов (12 сонат)

•                Поздний период – 1784–1794 годы (9 сонат).

Гайдн никогда не был концертирующим пианистом, и чаще всего приемы исполнения у него были намного проще, чем у многих других композиторов, к примеру, у Моцарта. Но стоит отметить, что это наблюдается чаще всего в ранних сонатах, а уже после знакомства с произведения Моцарта, композитор начал менять свой стиль и добиваться большего разнообразия музыкальной формы. Именно это и подтверждает эволюцию стиля Гайдна.

Да, технически его сонаты и можно назвать менее сложными, в сравнении с Бетховеном и Моцартом, но при исполнении все равно требуется творческое участие интерпретатора. Нельзя говорить о легкости исполнения. Гайдн создавал сонаты с видением того, что современник будет знаком как с приемами исполнения, так и с композиторским стилем своего времени. Для современных музыкантов, чаще всего, характерно то, что у них отсутствуют подобные знания.

XVIII век внес значительные изменения и в способ нотации, и особенно это заметно при изучении артикуляции и орнаментики. Для гайдновской нотации характерно множество вариантов исполнения. Например, такая догма, как ряд украшений, к примеру, трели, обязательно должны начинаться с верхней вспомогательной ноты. Это правило не нарушалось даже в том случае, если это звучало неестественно.

Инструмент времени Гайдна значительно отличается от современного, так как он требовал меньшего веса руки при исполнении, а также более четкой артикуляции. Важна были и хорошо развитая подвижность пальцев.

Если говорить о музыкальной речи, то она играла очень важную роль в сонатах Гайдна. Ее ключевым отличием была естественность и правдивость. Композитор старался сделать так, чтобы в произведении слышалась живая человеческая речь, а не эмоции, которые могли бы помешать восприятию музыки.

Множество редакций-интерпретаций начало появляться со второй половины XIX века вплоть до первой трети XX века. Это было связано с сильным влиянием романтического музыкального искусства. При этом, интерпретации, зачастую, могли мало соответствовать стилю эпохи создания музыкального произведения.

Необходимо обязательно рассмотреть особо важные моменты интерпретаций клавирно-фортепианнх сонат композитора. Далее речь пойдет о таких аспектах, как темп, динамика, артикуляция, орнаментика.

Темп

Перед интерпретаторами сонат Гайдна возникает множество трудностей, связанных именно с выбором темпа. Необходимо обладать определенными знаниями музыкального стиля композитора, опыта и критического чутья.

Гайдн не оставил для изучения метрономических обозначений, именно поэтому при интерпретации приходится пользоваться определенными правилами:

- Учитывается характер музыки. Если композитор использует искрометные финалы, то это значит темп должен быть более подвижным, а те, что обозначены Largo – более медленного;

- При определении темпа, учитывается, что верхняя граница должна ориентироваться на ясность звучания коротких по длительности нот;

- Скорость темпа не должна нарушать ритмической четкости произведения;

- Нельзя использовать слишком низкий темп, если при этом музыкальная ткань будет казаться исполняемой по слогам;

Исполнитель при выборе темпа, должен обязательно учитывать и тот факт, что исполнять произведения необходимо не бездушно и механически, а улавливая агогику произведения, а также придерживаясь строго стиля.

Динамика

Для музыки Гайдна характерно то, что необходимо очень осторожно обращаться с динамикой в ней. Правую педаль необходимо использовать так, чтобы она ни в коем случае не помешала ясности мелодического рисунка. Глубина и сочность должны быть четко выверены даже в момент исполнения Legato. Для любых украшений характерно то, что они исполняются с особой легкостью.

Если говорить о звучности, то в сонатах Гайдна она не должна быть грубой и вычурной, так как это может нанести вред простоте произведения.

Орнаментика

Она используется для того, чтобы избавиться от монотонности в произведении. При этом есть несколько различных украшений, которые наиболее часто использует композитор.

Форшлаг. Форшлаги Гайдна, нотированные малыми нотами, могут быть долгими или краткими. Безусловным правилом, не знающим исключений, следует считать лигу между форшлагом и последующим основным тоном. Группетто. Группетто Гайдн использует нечасто. Композитор при этом, если и применяет его, то использует не в соответствии с классически установленными правилами.

Трель. Для трелей характерно то. что они начинаются с неаккордовой ноты, а также исполняются быстро и легко. Обязательно учитывается как начальный, так и конечный звук трели.

Можно говорить о том. что Гайдн был композитором переходной эпохи, когда произошел переход от клавесинного к фортепианному стилю. Это значительно изменило орнаментику. Для Гайдна было характерно то, что он уже не придерживался строгих норм и правил, а наоборот, старался опираться на собственный вкус и чутье пианиста.

Пианист Глен Гульда высказывал свое мнение о том, что Гайдн – это композитор, которого можно назвать самым недооценённым в мире. Для исследования наследия композитора, необходимо обязательно творчески подойти к этому вопросу. Это позволит донести слушателю грамотное исполнение всех сонат Гайдна.

Библиографический список

1. Алексеев А. – История фортепианного искусства, части I, II // Москва, Музыка, 1988 г. – 286 с.

2. Зимин П. История фортепиано и его предшественников // Москва, Музыка, 1968 г. – 215 с.

3. Кириллина Л.В. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX веков: Самосознание эпохи и музыкальная практика. М.: Моск. гос. консерватория, 1993. – 192 с

4. Тропп В. «Клавирные сонаты Гайдна. К проблеме формирования жанра и эволюции стиля» // Российская академия имени Гнесиных, 2001 г. – 29с.

5. Хохлова А.Л. Игровое пространство-время в клавирных трио Йозефа Гайдна  //  ВАК РФ 17.00.2002г. –  158с

6. Чемберджи В. О Рихтере его словами» // ООО Издательство АСТ, 2017 г. – 368с.

[1] Научный руководитель - Данилова А. В., кандидат философских наук; Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н. Г. Столетовых

Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии