Ближайший журнал
Ближайший Научный журнал
Социосфера. - 2022. - № 4

Научно-методический и теоретический журнал

SF-4-22

русскийрусский, английскийанглийский

21-20.11.2022

Идёт приём материалов

Искусствоведение История Культурология Педагогика Политология Право Психология Религиоведение Социология Филология Философия Экономика


Литературный журнал Четверговая соль
Литературный журнал "Четверговая соль"

Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Послевоенные мемориальные ансамбли на территории СССР: идеологическая программа, художественные особенности

Послевоенные мемориальные ансамбли на территории СССР: идеологическая программа, художественные особенности

Е. Б. Дорошина учащаяся,

Гимназия № 53,

г. Пенза, Россия

 

Мемориальный ансамбль (мемориал) представляет собой произведение монументального изобразительного искусства, сложное по своей структуре и воплощающее в себе синтез различных форм – архитектурных (триумфальная арка, колонна, обелиск, стела), скульптурных (памятник, бюст, горельеф) и других (мозаика, живопись, графика), созданное для сохранения и популяризации исторической памяти о значимых событиях и людях прошлого. Основой для его формирования служит определенная документальная историческая среда, составляющие которой неразрывно связаны с конкретным мемориальным содержанием.

Сила его воздействия на зрителей объясняется тем, что памятные объекты интегрированы в нем единой содержательной концепцией и организованы во внутренне эстетически и логически согласованную систему, разворачивающуюся в обширную мемориальную зону. Мемориал представляет собой целостный комплекс исторических фактов, овеществленных в образующих его отдельных средствах увековечения памяти о событиях и людях, каковыми выступают надгробные знаки и памятники, мемориальные доски, реликвии и др. При этом может быть задействован полный спектр видов монументального искусства, подводимых к гармоничному синтезу единством авторского замысла.

Актуальность этого исследования видится в том, что в современных условиях, когда Россия начала выходить из кризиса, связанного с распадом СССР, требуется переосмыслить и в адаптированных к современности условиях применять советский опыт создания и использования мемориалов в формировании исторического и гражданского сознания молодежи России, в их военно-патриотическом воспитании. В условиях идеологического многообразия важно, что благодаря художественным особенностям мемориалов их посетителям становятся доступны как вся многозначность определенных отрезков исторического прошлого, так и различные индивидуальные ракурсы восприятия и оценки таковых. 

Цель исследования – произвести сравнительный анализ крупнейших мемориальных ансамблей, созданных на разных этапах развития послевоенного советского монументального искусства, и выявить на основе этого основные идейно-художественные особенности произведений данного типа в их историческом развитии.  

Задачи исследования: 

·      раскрыть содержание понятия «мемориальный ансамбль»;

·      определить спектр наиболее типичных для послевоенных мемориалов образов и символов и осветить их содержание;

·      проследить изменения в структуре мемориалов в ходе их исторической эволюции;

·      выявить вспомогательные (не изобразительные) выразительные средства мемориальных ансамблей;

·      определить значимые особенности процесса создания мемориалов;

·      выяснить новые аспекты значения мемориалов, обретенные ими в условиях постсоветского времени.

Во введении данной работы разрешается первая из поставленных задач; в первом разделе наибольшее внимание уделено типичной образности и символизму мемориалов; во втором и последующих разделах анализируется их структура; в четвертом и пятом разделах наиболее выпукло представлены вспомогательные выразительные средства ансамблей и особенности процесса их создания; в пятом разделе сделан акцент на проявившиеся в постсоветское время аспекты значения мемориалов.

 

Триптих «Меч Победы»

Одним из наиболее известных памятников, посвященных Победе в Великой Отечественной Войне, является скульптура «Родина-Мать зовет!» в Волгограде. Однако, эта скульптура является лишь частью скульптурного триптиха, объединенного общим названием «Меч Победы». Первая по смыслу, хотя последняя по дате создания, скульптура «Тыл – фронту», расположена в Магнитогорске. Скульптором является Лев Николаевич Головницкий (1929–1964). Памятник высотой 15 м был поставлен в 1979 году, он отражает символический момент передачи меча от уральского рабочего советскому солдату. Памятник неслучайно установлен именно в Магнитогорске. В годы Великой Отечественной войны 43 предприятия, эвакуированные за Урал разместились на территории Магнитогорского металлургического комбината.

Памятник представляет собой фигуру рабочего, передающего солдату меч для защиты Отечества от немецких захватчиков. Рабочий обращен лицом в направлении Магнитогорского металлургического комбината, солдат смотрит на запад, откуда на Советский Союз наступал враг [11].

Вторая фигура триптиха – это знаменитая «Родина-Мать зовет!», созданная в 1967 г. Евгением Викторовичем Вучетичем и установленная в Волгограде на Мамаевом кургане. Скульптура шагающей вперед женщины с высоко поднятым мечом представляет собой образ Родины, призывающей всех советских людей объединиться для защиты своей земли от врага. Сталинградская битва, длившаяся с июля 1942 по февраль 1943-го, является одной из самых страшных страниц Великой Отечественной войны. В кровопролитных боях принимало участие более 1 млн советских солдат. Капитуляция 6-й армии вермахта под предводительством генерала Паулюса ознаменовала коренной перелом в ходе всей войны.

85-ти метровый монумент в течение 22 лет был самым высоким на планете, а сейчас занимает 11-е место.

Третий памятник «Воин-освободитель», хотя и не относится непосредственно к теме нашей работы, но не упомянуть о нем нельзя, так как он логически завершает композицию триптиха, хотя был установлен раньше двух других – 8 мая 1949 года в Берлине. Он олицетворяет окончательный разгром гитлеровской Германии советскими воинами и освобождение Европы от коричневой чумы. Скульптура представляет собой советского солдата с немецкой девочкой на руках, а его опущенный меч прижимает к земле фашистскую свастику. Автором так же является Е. В. Вучетич.

 

Историко-мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом Кургане

Мемориальный ансамбль, посвященный героям Сталинградской битвы и расположенный на Мамаевом кургане, является, наверное, самым большим сооружением подобного рода. Комплекс расположен на территории 26 Га [6]; 820 метров – протяжённость памятника-ансамбля от Входной площади до монумента «Родина-мать зовет!»; 78 метров – составляет подъем от Входной площади до площадки у основания «Родины-матери». От подножия к вершине кургана ведут 200 ступеней, именно столько дней длились ожесточенный бои за Высоту 102,0, как именовался Мамаев курган на военных картах. Строительство мемориала велось около 9 лет, торжественное открытие состоялось 15 октября 1967 года. Комплекс создавала большая группа скульпторов и архитекторов. Главным скульптором является Е. В. Вучетич, который к тому моменту уже был автором ряда известных памятников: «Воин-освободитель» в Трептовом парке в Берлине, «Перекуём мечи на орала» в Нью-Йорке у здания ООН, Памятник Дзержинскому на Лубянке, спонтанно демонтированный толпой в 1991, Памятник Сталину-Ленину в Сталинграде [1].

Мемориальный комплекс, представляющий высшую форму монументального искусства, включает в себя целый ряд архитектурно-пространственных элементов, составляющих концептуальное единство.

Композиция Мамаева кургана представлена следующими монументами:

·      Горельеф «Память поколений» – вводная композиция;

·      Аллея тополей;

·      Площадь «Стоявших насмерть»;

·      Стены-руины – композиция-горельеф о боях под Сталинградом;

·      Площадь Героев;

·      Подпорная стена;

·      Зал воинской славы;

·      Площадь Скорби с памятником «Скорбящая мать» в центре;

·      Монумент «Родина-мать зовет!» – центровая фигура ансамбля Мамаев курган;

·      Воинское мемориальное кладбище;

·      Храм Всех Святых [9].

В основном все скульптурные композиции выполнены в железобетоне. Тротуары и площади вымощены гранитом. Вода в бассейнах символизирует великую русскую реку Волгу.

В 1965 году на Мамаевом кургане была заложена капсула участников войны к потомкам, которую должны вскрыть 9 мая 2045 года, в день столетия Победы. С 2014 года Мамаев курган является кандидатом на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ансамбль условно можно разделить на три звена. Первое звено – это входная площадь на проспекте В. И. Ленина, от которой поднимается шестимаршевая лестница в направлении липовой аллеи и площади со скульптурой «Стоять насмерть!». Композиция площади подчеркивает важность этой скульптуры как центра первого звена ансамбля. От Аллеи к площади со скульптурой ведет трехмаршевая лестница, квадратная площадь играет роль своеобразного пьедестала. Значимость этого бассейна в том, что посетители, вынужденно, обходя его, обозревают скульптуру «Стоять насмерть!» с разных сторон.

Второе звено состоит из широкой сужающейся кверху пятимаршевой лестницы, ограниченной по бокам стенами-руинами, и площади Героев, с одной стороны которой расположена мемориальная стена, а с другой ряд скульптур на постаментах. В этом звене исключительно велико эмоциональное воздействие стен-руин. Из спрятанных репродукторов доносятся звуки боя, взрывы бомб, пулеметные очереди. Из руин выступают силуэты солдат Сталинграда, остановивших здесь врага. Тематическое содержание левой стены – клятва защитников Сталинграда: «Ни шагу назад!». Люди, изображенные здесь, статичны, они выполнены вертикальными линиями. На развалинах зданий начертано: «За Волгой для нас земли нет!...», «С нами миллионы людей..», «В наступление, товарищи!», «Здесь стрелял каждый камень». Тема правой стороны – «Только вперед!». Тут преобладают диагональные линии, передающие боевой порыв, движение вперед. Выполняя клятву, в бой переходят пехота, танки, бьет артиллерия. Стены-руины сходятся под углом, медленно сужая лестницу с сорока до восемнадцати метров, одновременно становясь все ниже и ниже. Слышится сводка Информбюро: «Наши войска одержали победу в районе города Сталинграда!» Лестница выходит на Площадь Героев. Большую часть площади занимает огромный бассейн в низких гранитных берегах, символизирующий Волгу. По всему периметру к нему спускаются широкие ступени, образуя импровизированный амфитеатр. С левой стороны вдоль Площади Героев вытягивается стометровая стена-знамя, вдоль которого крупными рельефными буквами нанесена фраза Василия Гроссмана: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?» По другою сторону бассейна возвышаются шесть монументов, раскрывающих непостижимый для захватчиков феномен Сталинградской Победы – героизм, самопожертвавание, чувство долга перед Родиной.

В основе всех композиций – контраст двух фигур: стоящей и лежащей, напряженной, устремившейся вперед и поверженной, клонящейся вниз. «Выстояв, мы победили смерть» – солдат тяжело ранен, а боевой товарищ поддерживает его, устремляясь вперед. «Санитарка, несущая раненого бойца», «Матрос со связкой гранат и раненый солдат-пехотинец», «Солдат, поддерживающий раненого командира», «Раненый боец и воин, подхватывающий из его рук знамя», «Крах фашизма» – два воина разных поколений уничтожают свастику и огромную извивающуюся гидру – символы фашизма. [7].

Третье – завершающее – звено составляет сам курган и монументальная подпорная стена с многомаршевой лестницей, ведущей на верхнюю террасу в Пантеон воинской славы. Здесь расположена скульптура «Скорбь матери». В безграничной скорби женщина склонилась над телом погибшего в боях сына. Лицо павшего воина закрыто знаменем – символом воинских почестей. У основания монумента располагается небольшой бассейн – Озеро Слез. Гранитными плитами в нём образована дорожка, по которой можно подойти к подножью монумента, возложить цветы. На вершине кургана возвышается гигантская скульптура Родины-Матери, к подножью которой ведет дорожка, проложенная вдоль отдельных надгробий [4]. «Родина-мать» – уникальная инженерная конструкция, созданная из железа и бетона, с тонкими стенами (25–30 см), которая сохраняет равновесие благодаря удивительно точным расчетам [3]. Общая высота скульптуры с мечом – 85 метров, вес сооружения – 8 тыс. тонн. Величественный монумент создавался в течение трех лет. По первоначальному проекту холм должна была венчать двухфигурная композиция: Родина-мать со знаменем Победы в правой руке и снопами колосьев в левой и солдат с автоматом, преклонивший колени и целующий колосья. Потом авторский замысел изменился. Ведь несмотря на то, что победа под Сталинградом знаменовала собой коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, до окончательной победы было еще далеко.

Итогом творческого поиска стала динамичная, порывистая фигура женщины с высоко поднятым мечом в правой руке. По словам члена авторского коллектива заслуженного архитектора Ф. М. Лысова, «новое предложение явилось логичным, высоко эмоциональным завершением того героического пафоса, которым насыщены все скульптурные композиции комплекса» [5].

 

Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой»

Мемориал «Брестская крепость-герой» – один из крупнейших памятников мужества и отваги советских людей, освободивших свою землю от фашистских захватчиков.

На торжественном открытии мемориала в 1971 году присутствовали оставшиеся в живых ветераны героической обороны Брестской крепости, которая первая на всей территории страны приняла на себя удар гитлеровских войск. Больше месяца защитники крепости вели ожесточенные бои с неравными силами противника, умирали, но не сдавались.

Величественный архитектурно-художественный ансамбль, соединивший расстрелянные и обожженные руины несломленной крепости и монументальные скульптурные композиции увековечил память о павших героях.

Всемирно известный мемориал стал символом непоколебимой стойкости советского народа во время Второй мировой войны. Брестской крепости присвоено почетное звание «Крепость-герой», о ее подвиге написано огромное количество книг и снято множество художественных фильмов.

Общая площадь Брестской крепости составляет около 4 кв. км. В восточной ее части расположен мемориальный комплекс, включающий уцелевшие сооружения, сохранившиеся руины, крепостные валы и современные памятники. Работа выполнена авторским коллективом под руководством Александра Павловича Кибальникова.

Архитектурная композиция ансамбля включает 3 звена, объединенных руинами крепости. Первое звено представляет собой главный проход, оформленный в виде проема в форме пятиконечной звезды в железобетонном блоке, опирающемся на земляной вал и стены казематов. Очертания проема хорошо видны издалека, фиксируют внимание посетителей и создают соответствующий эмоциональный настрой. На кирпичной стене установлена мемориальная доска с текстом о присвоении крепости почетного звания «герой».

Второе звено – эспланада, идущая через сохранившиеся военные укрепления к площади Церемониалов, где в наши дни проходят массовые мероприятия.

Третье звено – площадь Церемониалов, имеющая трапециевидную форму. Ее внешние границы условно обозначают скульптура «Жажда», Главный монумент «Мужество», «Штык-обелиск», музей и руины Белого дворца. Большее основание трапеции образовано террасами с братскими могилами и трибунами, между которыми возвышается крупное изваяние – голова воина. Первоначально Главный монумент был задуман значительно меньшим. Однако установка макета в натуральную величину показала, что его размеры необходимо увеличить до ныне существующих (высота 35 м), поскольку с больших расстояний от главного входа в крепость он воспринимался недостаточно сильно [4]. На обратной стороне монумента барельефы отображают отдельные эпизоды обороны крепости. Рядом установлена трибуна и трехъярусный некрополь, где захоронены останки 850 человек, а на мемориальных плитах выгравированы имена 224 бойцов. Скульптура «Жажда» также ориентирована в сторону площади Церемониалов. Высеченный из камня солдат тянется каской к воде, а люди, приходящие к скульптуре, наливают в каску воду и возлагают цветы.

Рядом с руинами бывшего инженерного управления горит Вечный огонь, на котором отлиты слова: «Стояли насмерть, слава героям». Недалеко находится площадка «городов-героев» с капсулами, наполненными землей этих городов [8].
Сохранение памяти о защитниках Брестской крепости у послевоенных поколений имеет огромное историко-патриотическое значение, воспитывает гордость за наших несломленных предков-героев и показывает ориентир развития духа советского, русского, белорусского и просто человека, до последней капли крови защищающего свою Родину от врага.

 

4. Мемориальный комплекс «Хатынь»

Название небольшой белорусской деревушки Хатынь, располагавшейся в 60 км к северу от Минска, вошло в историю Великой Отечественной войны как страшный символ зверств нацистских карателей, полностью уничтожавших мирное население на оккупированных территориях Советского Союза. Хатынь – одна из 185 таких же белорусских деревень, сожженных фашистами дотла. В 1943 году, в отместку за несколько убитых партизанами полицаев, возглавляемых Гансом Вёльке, знаменитым немецким спортсменом, олимпийским чемпионом 1936 года по толканию ядра, гитлеровцы согнали всех жителей деревни Хатынь в сарай и сожгли заживо. В огне погибло 149 человек, 75 из которых были детьми. Этот населенный пункт навсегда исчез с географической карты Белорусии.

В 1969 году, на месте уничтоженной деревни, был открыт мемориальный комплекс «Хатынь». От автотрассы к нему ведет пятикилометровая дорога, каждый километр который обозначен мраморной глыбой. Общая площадь архитектурно-исторического ансамбля составляет 50 га. Мемориал создали архитекторы под руководством В. П. Занковича, Ю. М. Градова, Л. М. Левина. Группу скульпторов возглавлял С. И. Селиханов, команду инженеров – В. П. Макаревич. Работа этого коллектива в 1970 году была отмечена Ленинской премией.

Трагическая атмосфера мемориала создается за счет объединения скульптур, архитектурных элементов, оформления ландшафта и поминального звукового сопровождения. Гранит привезен из карьеров Украины, мрамор и бронза доставлены из России, что подчеркивает, как и при строительстве других подобных сооружений, сплоченность всего советского народа из разных уголков огромной страны, сумевшего победить общего врага.

При входе на территорию мемориала размещен символический бетонный плетень, на котором на русском и белорусском языках нанесена надпись: «22 марта 1943 года фашисты уничтожили деревню Хатынь с её жителями. В Белоруссии оккупанты превратили в руины 209 городов и городских посёлков, 9200 сёл и деревень. От рук захватчиков пало 2230000 советских граждан. Это никогда не будет забыто!» [2]. У входа расположен музейный павильон, содержащий документы и архивные фотографии, повествующие о нападении фашистской Германии на Европу и расправе карателей над белорусскими деревнями. Выставочной зал содержит картины известного белорусского народного художника Василия Шаранговича.

Широкая аллея, выложенная гранитными плитами, ведет к центральной композиции мемориала – шестиметровой скульптуре «Непокоренный человек». Статуя убитого горем отца, держащего на руках мертвого мальчика, отображает реального человека, Иосифа Каминского, выжившего в страшном огне, но потерявшего всю свою семью.

Справа от монумента на траве установлена гранитная стела, символизирующая рухнувшую крышу сарая, под которой были заживо погребены жители деревни. В центре одной из плит сделан вырез в виде языков пламени, к нему ведёт пешеходная дорожка. Многие посетители возлагают у монумента цветы.

На месте каждого из 26 сожженных домов Хатыни расположены обелиски, представляющие собой сруб из четырёх бетонных брёвен. К узким воротам в срубе ведет тропика из плитки, как бы приглашая войти в уже несуществующий дом.

Внутри сруба установлена усечённая у основания бетонная колонна, символизирующая разрушенную печную трубу. На ней, в специальном углублении, закреплена табличка с указанием имён и возраста живших в этом в доме людей. В верхней части колонны установлен колокол, который каждые 30 секунд издаёт печальный пронзительный звон, поминая жертв этой страшной трагедии [16]. Согласно статистике, в годы войны каждые полминуты население Белоруссии сокращалось на одного жителя [17]. Эти чудовищные потери символизирует еще одна композиция мемориала – постамент из трёх берёз, а вместо четвёртой горит «Вечный огонь». Великая Отечественная война унесла жизни каждого четвертого белоруса, всего 2230000 человек.

На территории комплекса расположены 4 символических бетонных колодца именно тех местах, где когда-то были настоящие.

Далее аллея ведет к Стене памяти, на которой установлены мраморные плиты с перечнем концлагерей, устроенных нацистами на территории Белоруссии. Всего их было 206. Длина стены составляет 128 метров, а высота 6 метров. В ней находятся ниши со встроенными мемориальными плитами, повествующими о 260 лагерях смерти, с числом погибших в этих местах. Общий вид стены напоминает стены крематориев. Огромная надпись на русском и белорусском языках гласит: «Мир в веках не помнит таких злодеяний на всей нашей земле. Фашисты построили чудовищные лагеря смерти. Люди погибли в них непокорёнными с твёрдой верой в победу своей матери-родины».

Замыкает мемориал композиция, посвященная всем сожженным за годы войны белорусским деревням. На сером пепелище размещены 185 могил с траурными урнами, установленными на красные пьедесталы формы языков пламени, в которых находится земля, привезённая из погибшей деревни. 186-я деревня – это Хатынь. Символические Деревья жизни – это список белорусских деревень, которые были уничтожены фашистскими оккупантами во время Великой Отечественной войны, но были возрождены вновь, их 433. Рядом с ними возвышаются два обелиска из белого мрамора. На одном из них на русском, а на втором на белорусском языках написано: «433 белорусские деревни уничтоженные фашистскими оккупантами вместе с людьми. Возродились, восстали из руин вечной памятью непокорённым!»

Мемориал «Хатынь» включен в список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, ежегодно его посещают более 200 000 туристов [17].

 

Саласпилсский мемориальный ансамбль

В 20 км к юго-востоку от Риги расположен достаточно крупный (18 000 жителей) город Саласпилс, построенный в 50–60-е годы ХХ века из поселка энергетиков Рижской ГЭС и академгородка Латвийской АН. В далеком средневековье там находился старый епископский замок Кирхольм, где в 1605 году произошло сражение между войском великого гетмана литовского Яна Кароля Ходкевича и шведской армией Карла IX, который был вынужден снять осаду Риги. Но известен это город больше не своим славным прошлым, а более поздней печальной историей. Тут, в 1941–1944 гг. находился Lager Kurtenhof или Polizeigefängnis und Arbeitserziehungslager Salaspils, Сначала это была полицейская тюрьма и воспитательно-трудовой лагерь, но в 1942 году он превратился в детской концлагерь. По сути это был банк крови и место проведения изуверских медицинских экспериментов. На детях испытывали различные яды, добавляли им в пищу мышьяк, делали смертельные инъекции, ампутировали конечности, держали голыми на холоде по нескольку суток и бесконечно выкачивали кровь от 500 мл в день и больше [15]. 

В 1967 году на месте лагерей был построен мемориальный ансамбль, ставший одним из высших достижений советской монументалистики. Общая площадь комплекса 40 гектаров. Под траурными плитами находится земля, собранная из 23 подобных концлагерей, действовавших на территории Латвии в годы немецкой оккупации [13].

Архитекторами выступили Гунарс Асарис, Олег Закаменный, Ольгертс Остенбергс, Иварс Страутманис, скульпторами Лев Буковский, Олег Скарайнис, Янис Зариньш.

В 1970 году авторский коллектив, работавший над Саласпилским мемориалом, получил Ленинскую премию, высшую творческую награду Советского Союза. Одновременно, в тот же год, аналогичных почестей были удостоены и авторы двух других мемориальных комплексов: памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы в Волгограде и белорусской Хатыни [14].

Вход на территорию ансамбля выполнен в виде огромного приподнятого бетонного шлагбаума, на котором выбита надпись на латышском языке: «Aiz šiem vārtiem vaid zeme» (рус. За этими воротами стонет земля) – строчка из стихотворения Эйжена Вевериса, который был узником лагеря. Далее простирается большое поле, окруженное сосновым и берёзовым лесом, на котором возвышаются семь бетонных фигур. Каждая из фигур символизирует мучеников лагеря и имеет свое название:

·     «Несломленный»

·     «Униженная»

·     «Протест»

·     «Клятва»

·     «Rot Front»

·     «Солидарность»

·     «Мать»

Фигуры выглядят очень суровыми из-за своей рубленой формы и текстуры грубого бетона. Вся композиция оказывает очень гнетущее впечатление на посетителей, давая им возможность впитать всю скорбь этого места. По краям, на месте сожжённых гитлеровцами бараков возвышаются стилизованные бетонные глыбы. В зарешеченных вставках люди оставляют цветы, а на месте детского барака лежат принесённые игрушки.

Скульптурно-ландшафтную композицию дополняет звук метронома, отбивающий ритм сердца. По краям поля на бетонных кубах выбиты надписи на русском и латышском языках: «Здесь людей казнили за то, что они были невиновны… Здесь людей казнили за то, что каждый из них был человеком и любил Родину».

Поле замыкает круговая дорога – «дорога жизни», один из главных элементов ансамбля [13].

Национальный музей истории Великой Отечественной войны 1941–1945 годов и Парк вечной Славы воинам Великой Отечественной войны

Киевский музей истории Великой Отечественной войны 1941–1945 годов в первую очередь ассоциируется со 102-метровым памятником Родине-матери, ставшим одним из символов Киева.

Мемориальный комплекс занимает 11,24 га на холме правого берега Днепра. Его композиция включает в себя гигантскую чашу Вечного огня, выставку военной техники времён Второй мировой войны, аллею Городов героев.

Вдоль склонов Днепра проходит парадная аллея, которая идет к галерее Главного входа, ведущей к площади и зданию музея. Скульптурная галерея героев фронта и тыла открывает вход на площадь, на которой установлены высеченные из гранита скульптуры советских воинов, форсирующих Днепр [4]. Скульптуры галереи олицетворяют героическую борьбу всего советского народа против немецких захватчиков. Среди них «Первые пограничные бои», «Непокорённые», «Героические подпольщики», «Героические партизаны» и «Тыл – Фронту». На главной площади мемориала расположена скульптурная группа «Передача оружия» и бронзовая композиция «Героические подвиги советских воинов». На стене, ограничивающей пешеходную дорожку, установлены блоки с землёй Городов-героев – это аллея Городов героев [10].

Монументальная скульптура «Родины-матери» построена по проекту архитектора Евгения Вучетича, автора монумента «Родина-мать зовет!» в Волгограде. Роль постамента скульптуры играет здание музея, и вся структура высотой в 102 метра весит 530 тонн. Музей представляет собой пятиэтажное здание, четыре этажа которого находятся в глубине холма, а пятый этаж, где расположен зал Боевой Славы, внешне является пьедесталом скульптуры «Родина-Мать». На стенах вводного зала – названия 1098 воинских и 252 партизанских и подпольных подразделений, сражавшихся против фашистов на оккупированной территории Украины. Далее расположен кинолекционный зал и залы с экспозицией, посвящённой героической борьбе советского народа против немецко-фашистских захватчиков. В зале Боевой Славы на облицованных белым мрамором пилонах – фамилии людей, которым за подвиги в Великой Отечественной войне были присуждены звания Героев Советского Союза и Героев Социалистического Труда. В центре зала – орден Победы диаметром 5 метров [10].

Парк Вечной Славы, расположенный на 18,3 гектарах, представляет собой великолепный архитектурно-пространственный ансамбль, совмещающий скульптурные и архитектурные композиции с древним ландшафтом склонов на берегу Днепра. Многоуровневый парк, с тремя видовыми площадками – это мемориальный комплекс, включающий в себя Аллею героев, с захороненными 35-ю героями Великой Отечественной войны, Вечный огонь – зажжённый в 1957 году от огня на «Мамаевом кургане» и гранитную памятную стелу над могилой неизвестного солдата высотой 27 м, а также памятник герою СССР боевому лётчику И. Кожедубу и построенный в 2008 году мемориал жертвам голодомора 1932–1933 годов [12].

Украинская ССР, наряду с Белорусской ССР и РСФСР больше чем другие союзные республики пострадала от зверств гитлеровской армии. В одном только Бабьем Яру было расстреляно и похоронено порядка 100 тыс. человек, большей частью евреев. Сегодняшние националисты старательно переписывают историю, искажая факт и обесценивая подвиг советских, в том числе и украинских людей. Такие монументальные комплексы как Музей истории Великой Отечественной войны или Парк Вечной Славы призваны напоминать молодому поколению об ужасах войны, о том, на какие зверства способны люди, когда это поощряется фашистской идеологией, и предотвратить повторение подобного в будущем.

 

В ходе исследования было выяснено, что содержание понятия «мемориальный ансамбль» обрело свою полноту в ходе окончательного формирования самого этого типа монументальных пластических произведений, произошедшего именно под влиянием такого масштабного и трагического события, как Великая Отечественная война. При этом важно, что генезис мемориального ансамбля осуществлялся в значительной мере в рамках послевоенного восстановления населенных пунктов и культурно-просветительской инфраструктуры, а также развернувшегося с новой силой градостроительства.  

На различных этапах развития мемориала его образно-символический ряд базировался на традиционных, коренящихся в древнейших пластах культуры, составляющих. Одна из них – это меч, символизирующий в разных случаях самоотверженное производство средств обороны в тылу, призыв к мобилизации на отпор врагу, низвержение врага и недопущение реванша с его стороны. Другая – это имеющий мифологические истоки архетипический образ Матери (Родины-Матери), предстающей справедливо воинственной в монументе на Мамаевом кургане, выражающей скорбь и трагизм в Соласпилском мемориале и торжество в Киевском музее истории Великой Отечественной войны. Третья составляющая – образ дерева (Хатынь), символически связанный с мифологическим древом жизни. Четвертая – широко представленный во многих мемориалах вечный огонь, символизирующий неугасимость жизни и памяти. В целом образность мемориалов довольно многообразна, поскольку как правило направлена на увековечение памяти о конкретных исторических фактах.

Насыщенность и сложность структуры мемориалов определяется их значением и масштабом, временем создания, т. к. по мере их эволюции как вида произведений, а также, в ряде случаев, в ходе реконструкций, они обогащались новыми компонентами. Типичны в их структуре памятники и скульптурные композиции, горельефы и барельефы, реставрированные остатки современных увековечиваемым событиям сооружений, аллеи, площади, дорожки, лестницы, захоронения и т. д.

К вспомогательным выразительным средствам мемориалов относятся транслируемое через репродукторы звуковое и речевое информационное сопровождение, а также текстовые материалы, представленные в том числе в составе экспозиций музеев, когда они входят в структуру мемориала.    

Значимыми особенностями создания мемориалов являются работа над ними больших творческих коллективов, включающих целые группы скульпторов, архитекторов и инженеров со своими руководителями; использование материалов из различных республик СССР для выражения сплоченности его народов в борьбе с нацизмом и укрепления интернациональной дружбы; длительность возведения мемориалов, иногда составляющая целый ряд лет; их последующее дополнение в некоторых случаях новыми компонентами, не относящимися к Великой Отечественной войне (например, мемориальный ансамбль в Киеве).   

Новыми, проявившимися в постсоветское время, аспектами значения мемориальных ансамблей на территории бывших республик СССР является их апелляция к победам и достижениям, дружбе и сотрудничеству ныне разъединенных народов, противодействующая национальной розни и сегрегации, росту националистических и неофашистских тенденций, а также способствующая интеграции в рамках новых межгосударственных объединений на постсоветском пространстве; сохранение и популяризация социалистической идеи; функционирование в качестве образцов сложной по форме и глубокой по содержанию монументальной пластики.

Библиографический список

1.    8 самых знаменитых памятников Евгения Вучетича. https://vlg.aif.ru/culture/art/1074990

2.    BelGid. Путеводитель Белоруссии. https://a-taurus.by/hatyn/

3.    Десять выдающихся мемориальных комплексов России. https://tourism.gov.ru/news/10677/

4.    Зайцев А.К. Мемориальные ансамбли в городах-героях. – М.: Стройиздат, 1985. – 208 с.

5.    Историко-мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом Кургане. https://stalingrad-battle.ru/about/about-museum-inner/2302/

6.    Мамаев курган в цифрах. https://mamaev-hill.ru/mamaev-kurgan-v-tsifrakh#:~:text=26%20%D0%93%D0%B0%20%E2%80%94%20%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D1%8C,(%D0%BF%D0%BE%20%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D1%83%20%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B9%20%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B2%D1%8B)

7.    Мамаев курган. https://mamaev-hill.ru/memorial/steny-ruiny

8.    Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» фото оборона история Брестской крепости. https://posmotrim.by/article/brestskaya_krepost1.html

9.    Мир меняется, как не "крути"... Волгоград. Мамаев курган. https://am555.livejournal.com/8766.html

10. Музей истории Украины во Второй мировой войне. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8_%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%8B_%D0%B2%D0%BE_%D0%92%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B5

11. Памятники посвященные Победе в Великой Отечественной Войне. Известные, великие и выдающиеся памятники, скульптуры и монументы ВОВ. Истории создания памятников ВОВ. https://snegir.org/post/velikie-pamyatniki-pobedi/

12. Парк Вечной Славы в Киеве. http://kievskaya.com.ua/parki/park-vechnoj-slavy-v-kieve/#:~:text=%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BA%20%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8B%20%D0%B2%20%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B5%20%E2%80%94,%D0%BE%D1%82%20%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D1%8F%20%D0%BD%D0%B0%20%E2%80%9C%D0%9C%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BC%20%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B5%E2%80%9D

13. Саласпилс (мемориальный ансамбль). https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D1%81_(%D0%BC%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D0%BB%D1%8C)

14. Саласпилский мемориальный ансамбль. https://darriuss.livejournal.com/726986.html

15. Самое зловещее место в истории человечества: жуткие эксперименты в Саласпилсе. https://tsargrad.tv/articles/samoe-zloveshhee-mesto-v-istorii-chelovechestva-zhutkie-jeksperimenty-v-salaspilse_255352

16. Хатынь – Мемориальный комплекс. https://a-taurus.by/hatyn/

Хатынь. https://wikiway.com/belarus/khatyn/

Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии