Ближайшие конференции по темам

ФилософияФилософия - К-05.13.21

СоциологияСоциология - К-09.10.22

ИскусствоведениеИскусствоведение - К-09.20.22

ИсторияИстория - К-05.13.21

КультурологияКультурология - К-09.20.22

МедицинаМедицина - К-10.05.22

ПедагогикаПедагогика - К-05.13.21

ПолитологияПолитология - К-05.13.21

ПравоПраво - К-09.15.22

ПсихологияПсихология - К-05.13.21

ТехникаТехника - К-10.05.22

ФилологияФилология - К-09.20.22

ЭкономикаЭкономика - К-09.10.22

ИнформатикаИнформатика - К-10.05.22

ЭкологияЭкология - К-10.05.22

РелигиоведениеРелигиоведение - К-09.20.22


Ближайший журнал
Ближайший Научный журнал
Paradigmata poznání. - 2022. - № 3

Научный мультидисциплинарный журнал

PP-3-22

русскийрусский, английскийанглийский, чешскийчешский

21-20.07.2022

Идёт приём материалов

Информатика Искусствоведение История Культурология Медицина Педагогика Политология Право Психология Религиоведение Социология Техника Филология Философия Экология Экономика


Литературный журнал Четверговая соль
Литературный журнал "Четверговая соль"

Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Киборгизация человечества как проявление трансгуманизма

Киборгизация человечества как проявление трансгуманизма

М. А. Антипов, А. С. Колдомасов

Пензенская государственная технологическая академия,

Пенза, Россия

 

Согласно данным социологического опроса, проведённого немецкой ассоциацией IT-компаний BITKOM, каждый четвёртый немец готов вживить себе под кожу микрочип. Часть опрошенных выражала готовность пойти на этот шаг, если чип будет содержать личные данные и медицинскую информацию, которая поможет быстро опознать человека и оказать ему помощь в случае опасного для жизни инцидента. Другая часть соблазнилась причинами куда более легкомысленного характера: если RFID-чип будет содержать информацию о балансе банковского счёта, его можно будет использовать в качестве кредитной карты во время похода в магазин [3].

Говоря об этом, можно процитировать пару строк из книги Евгения Замятина «Мы» (1920 год): «В голове – легкий, зыбкий туман. Сквозь туман – длинные, стеклянные столы; медленно, молча, в такт жующие шароголовы. Издалека, сквозь туман постукивает метроном, и под эту привычно-ласкающую музыку я машинально, вместе со всеми, считаю до пятидесяти: пятьдесят узаконенных жевательных движений на каждый кусок. И, машинально отбивая такт, опускаюсь вниз, отмечаю свое имя в книге уходящих – как все» [1, с. 54]. Именно такие ассоциации вызывает эта тема в голове.

Идеи незавершившейся эволюции вида homo sapiens и преображения человека бытуют в умах многих мыслителей уже не первый век. Наиболее ярким здесь является концепт сверхчеловека Ф. Ницше и его определение человека («канат, протянутый между животным и Сверхчеловеком, это канат над пропастью») [2, с. 19]. Эта отрасль рассуждений нашла своё пристанище в современном философском движении под названием трансгуманизм. Его суть заключается в том, что человек не является последним звеном эволюции, а значит, может совершенствоваться до бесконечности при помощи современных достижений в науке и технике. Данный тип гуманизма можно назвать постгуманизмом, отражающим суть современной техногенной цивилизации.

Трансгуманизм как нельзя лучше отражает одно из цивилизационных противоречий: отставание духовно-нравственного развития человечества от материально-технологического прогресса. Мы считаем, что совершенствование человека предполагает развитие и телесности, и духовности. Трансгуманисты же исходят из идеи одностороннего развития человека – телесного, при этом духовное измерение развития игнорируется.

Ренессансный гуманизм, который традиционно рассматривается как классический тип гуманизма, показал свою полную несостоятельность. Оптимистичным мечтаниям представителей Ренессанса, а позднее эпохи Просвещения о нравственном совершенствовании общества посредством интеллектуального развития представителей человеческого рода не суждено было сбыться. Мало того, мировые события ХХ века показали полнейшую несостоятельность рационалистичных и оптимистичных взглядов на природу человека.  

Не повторит ли трансгуманизм судьбу своего предшественника? Если центром ренессансного гуманизма была идея о повышении нравственного уровня человечества, аппелирование к  разуму, то в трансгуманизме в качестве исходной посылки берется развитие телесных способностей. Подобные диспропорции между материальным и духовным могут в будущем сделать фантазии писателей и кинематографистов реальностью, с которой придется столкнуться будущему человечеству.

Впрочем, пока киборгизация человека является не каким-то привлекательным способом улучшения его природы, а всего лишь частью протезирования утраченных органов, хотя внедряемая в тело человека электроника сейчас намного сложнее, чем изготавливавшиеся ещё в древности деревянные ноги или стеклянные глаза. Препятствия развитию новой прикладной дисциплины связаны с поиском совместимых с живыми тканями материалов, из которых можно было бы делать микросхемы и электрические цепи, высокой затратностью новых проектов, а также вопросами этического характера, главный из которых состоит в риске утраты человеком своего естества, замены подлинной сущности машинной, полностью кибернетической.  

Научно-фантастические фильмы и книги часто рассказывают о механических протезах различных конечностей тела. Трудно поверить, но эксперименты по созданию такого рода конечностей в США проводились уже с конца 1970-х. Однако технологии того времени не позволяли обеспечить ни скорость, ни точность движений, ни уж тем более возможность соединения электродов с нервной тканью.

Лишь в 1990-х годах эксперименты увенчались успехом: чикагскому Институту реабилитации инвалидов удалось провести серию успешных экспериментов по приживлению механических рук. В отличие от разработанной ещё в 1990-е годы искусственной ноги С-Leg (созданный немецкой фирмой Otto Bock протез управляется микропроцессорами, имеет встроенный гироскоп и способен обеспечить приближённые к естественным движения конечности), эти механические руки не пристёгивались к культе, а раз и навсегда соединялись с телом [4].

На сегодняшний день это наиболее совершенная искусственная конечность, однако, несмотря на высокую точность движений и удобство, у неё есть ряд недостатков. Во-первых, необходимость периодически подзаряжать аккумулятор питания. Во-вторых, ощущения далеки от естественных: если сразу после их приживления инвалид ощущает пальцы механической руки и их прикосновение к предметам, то через несколько лет мозг разгадывает иллюзию – владельцы роботизированных конечностей начинают чувствовать, что ощущения рождаются в груди, там, где отрезанные нервы соединены с датчиками, посылающими им сигналы. Словом, есть над чем поработать.

Другой успешный и перспективный эксперимент по электронному протезированию был проведён командой медиков из университетов Аахена, Марбурга и Эссена, сумевших при помощи умного имплантата частично вернуть зрение пациентам, страдающим пигментным ретинитом – заболеванием, при котором происходит отмирание палочек и колбочек сетчатки. Болезнь считалась неизлечимой: пациенты постепенно утрачивали способность различать цвета и видеть в темноте. При дальнейшем развитии недуга они полностью утрачивали зрение.

Врачи поместили прямо в глазное яблоко комплекс из электродов, позволяющий стимулировать уцелевшие светочувствительные клетки таким образом, что они берут на себя функции отмерших. Поскольку электроды должны работать не постоянно, а лишь время от времени, собственный аккумулятор им не нужен: питание подаётся путём концентрации создаваемого внешним прибором магнитного поля за счёт электромагнитной индукции. Пациенты, получившие имплантат, смогли вновь видеть крупные предметы и различать интенсивность света [5].

Сейчас учёные работают над имплантатом нового поколения, который был бы соединён с внешней камерой. В этом случае возможность видеть предметы появится и у людей, ослепших по другим причинам: специальная электронная камера сможет делить образы окружающей реальности на контуры и линии, а затем передавать эту информацию на сетчатку, создавая простую картинку. Такое схематическое зрение будет сильно отличаться от настоящего, но это сможет вернуть способность уверенно передвигаться и манипулировать предметами тем, кто полностью утратил зрение.

Совсем недавно учёные заговорили о том, что человеческое тело можно оснастить и собственным генератором электричества. Вместо того чтобы периодически менять питающую кардиостимулятор батарейку, можно внедрить в ткани материал, позволяющий преобразовывать механическую энергию движений тела в электрический ток.

Все эти научные достижения естественно имеют море плюсов для людей, нуждающихся в срочных жизненно важных операциях. Киборгизация открывает двери инвалидам и дарит надежды на возможность нормальной, полноценной жизни. Но остановится ли на этом ум человека? Да и справедливо ли так сильно продлевать жизнь людей, которые в естественных условиях покинули бы этот мир? Вопрос спорный и неоднозначный. Исторический опыт современной науки показывает, что человек не знает меры в своих желаниях, и элементарные стремления помочь больным людям запросто могут трансформироваться в массовое электронное безумие в наших телах. Когда-нибудь человеческий гений в погоне за трансгуманистическим раем станет бессмертным и потеряет реальный цвет ценности своей жизни. Надеюсь, это просто фантазии, которые никогда не воплотятся в реальность, хоть и не в скором времени.

К чему приведёт такой скачок развития человечества? К новым эволюционным высотам, или же утопит нас в бесконечном технократическом  сером хаосе? Все помнят стереотипный образ из не столь далёкого прошлого, когда кто-нибудь проходил по тёмным подворотням, на него нападали грабители и вырывали вставные золотые зубы. Что же ждёт современного человека от современной подворотни? Или же мир станет таким же сухим и математическим как в знаменитом произведении Евгения Замятина «Мы»? Ответ на вопрос уже не за горами.

Библиографический список

1. Замятин Е. И. Мы: роман, повести, рассказы. – М.: Эксмо, 2006. – 604 с.

2. Ницше Ф. Так говорил Заратустра – М.: Интербук, 1990. – 432 с.

3. http://vodorez.com/raznoe.html

4. http://www.cleg.ottobockus.com/

5. http://science.ua/2010/11/03/eye-implant/

Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии