Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Электронные медиа: проблема выбора исследовательских подходов

Электронные медиа: проблема выбора исследовательских подходов

Л. В. Нургалеева

Научно-исследовательский Томский государственный университет,

г. Томск, Россия

 

Исследование особенностей влияния медийных институций и феноменов на общественные структуры и сознание человека в современной социокультурной практике становится всё более актуальным. Это связано с тем, что медиатизация общества сегодня выступает одним из наиболее динамичных и наглядных процессов социогенеза, вызывающих функционально-структурные сдвиги и ставящих на повестку дня вопрос о выработке адекватных средств управления изменениями. Экстремальная диверсификация информационно-коммуникационных технологий в разные сферы человеческой жизнедеятельности формирует потребность в исследовании внутренней противоречивости разворачивающихся процессов.

Медиа могут рассматриваться в качестве индикатора фундаментальных сдвигов в семиотической, языковой, методологической, концептуальной сферах социокультурного взаимодействия и обмена. Актуализация исследовательских практик в сфере медиаопосредования связана сегодня с разноплановостью контекстов информатизации. Нередко современный этап информатизации отождествляют с цифровой цивилизацией, указывая на особую роль логического знания в кодировании социальной информации и в формировании современных систем описания мира. Это позволило поставить вопрос о необходимости исследования последствий смены ведущего типа коммуникации и глобальных изменений в сфере управления социальными ресурсами. На необходимость исследования процессов, связанных с критическим усложнением управляющих механизмов в современной коммуникационной среде, указывается в работах В. Степина [1]. Коммуникация может рассматриваться и в русле исследований, связанных с изучением эволюции медиаопосредования.

Особое значение придаётся последствиям включения электронных медиа как ведущего средства коммуникации. Они представляют собой комплексные средства, служащие для разнопланового представления гетерогенной информации в коммуникационных сетях, и выступают одновременно гибким ресурсом развития всех звеньев и уровней традиционной системы социального управления, поддерживающих идею децентрации информационных потоков. Как отмечает Б. Марков, сегодня можно говорить о появлении «нового мира медиумов» [2]. Основной особенностью современных электронных медиа является то, что они вызывают изменение рефлексивной установки, сформированной в эпоху письменного текста. Трудно не согласиться с этим мнением, поскольку питательным субстратом электронного медийного пространства выступает особым образом формализованное знание о мире и человеке.

Медиатизация общества рассматривается сегодня в качестве одного из основных факторов структурных изменений в опыте социокультурного проектирования и конструирования. Современный опыт медиаопосредования интересен в первую очередь созданием таких коммуникационных сред, которые позволяют ставить вопрос о референциальной природе социального конструирования, где рефлексивные механизмы опосредованно меняют отношения в системе «рациональное, иррациональное». Новые формы логического и эмоционального интеллекта, возникающие под влиянием электронных медиа, определяют развитие таких областей культуры, как образование, наука, искусство, политика, экономика. Они отличаются установкой на интегративное восприятие жизненных проблем, поиск новых символических форм и языков. Их основным инструментом выступает цикличность коммуникации, её дизайн и спонтанная сущность. Каким образом в новых условиях должны формироваться адекватные образовательные проекты и стратегии, соответствующие более интегративным, открытым, динамичным языкам культурного обмена и производства, сегодня не совсем ясно. Эта проблема изучена слабо или освещается весьма односторонне. Вместе с тем она вписана красной нитью в контекст многих концептуальных подходов и практик социокультурной деятельности.

Разрастание сфер влияния электронной «медиаимперии» на самые различные области социокультурной деятельности человека привлекает интерес к проблематике медиапосредников и медиаопосредования. В самом общем плане термином «медиа» может быть обозначена вся совокупность явлений, связанных с символическим опосредованием мышления. Его сущностью является выраженная акцентуация человеческого внимания на проблеме восприятия реальности и медиальной парадоксии, сопровождающей все этапы становления социогенеза. В основании многовековых исследовательских практик, связанных с изучением сущности процессов медиаопосредования, лежит базовая идея о том, что символический смысл жизненных явлений для человека важнее отражаемой реальности. Этот подход задаёт аксиологический фундамент развития общества и культуры, его онтологию и эпистемологию.

Что отличает внешние формы проявления современных процессов медиаопосредования? Электронные медиа выступают не только в качестве динамичного комплексного описательного средства современной культуры, но и в качестве репрезентанта комбинаторной сети, объединяющей языки различных символических систем и полей. Они экстремально динамизируют традиционный опыт обмена символами и идеями, расширяют возможности комбинирования элементов аудиовизуального ландшафта до невиданных прежде масштабов. Создают предпосылки не только для развития новых форм социального проектирования, но и для направленного управления коллективным и индивидуальным сознанием на основе внедрения новых рефлексивных практик, выстроенных на просчитанных медиакратических эффектах и манипуляционных методах. Это составляет серьёзную социальную проблему и требует дальнейшего развития научного знания в области изучения природы и последствий влияния разных средств медиального опосредования на восприятие человека и методологию познания мира.

Анализ исследований показывает, что под медиатизацией общества и культуры понимаются процессы, связанные с распространением новых электронных средств обработки, представления и распространения социальной информации. Интерес к проблематике медиатизации общества вызван разрастанием открытой арены наблюдений за социокультурными трансформациями. Медиа представляют собой части целого, но стремятся присвоить себе право на универсальность, заместить целое в сознании человека. Это оказывает влияние на изменение картины мира, воспроизводя представления о грядущем мозаичном и полифоничном образе мира («третья культура» И. Пригожина, «третья волна» О. Тоффлера, «третья цивилизация» Ф. Сагаси).

Проблема изучения современной медийной ситуации заключается, по нашему мнению, не только в радикальном усложнении системы социальных связей и отношений, но и в понимании рефлексивных механизмов, лежащих в основании опыта символизирования. Избранный подход позволяет рассматривать медиа во всей совокупности исторических форм, поскольку электронные средства коммуникации генетически связаны с существующими формами трансляции и презентации социокультурного опыта.

В качестве исходного положения для развития многих исследовательских практик принято утверждение, что современная электронная сетевая коммуникационная структура может рассматриваться как медиум, обладающий особыми свойствами, которые могут фиксироваться на уровне рефлексивного отклика человеческого сознания. Выбранная для исследования проблема изучения механизмов медиальной рефлексии охватывает собой широкий спектр вопросов, связанных не только с выбором новых стратегий управления потоками мультимедийной информации, но и с разработкой подходов к пониманию принципов социокультурной адаптации/дезадаптации в современном мире, меняющемся под воздействием различных медиафакторов.

Возрастающий исследовательский интерес к изучению феноменов медиатизации наблюдается в самых разных сферах научного познания. Он отчётливо проявляется на теоретическом и практическом уровнях, создавая необходимые предпосылки для развития медиадискурса как самостоятельной области значений. Возникают предпосылки для расширения исследований интермедиального контекста до уровня изучения онтологических аспектов формирования социогенеза. Потребность разработки соответствующих методологических подходов к осмыслению роли медиа и процессов медиаопосредования реализуется в форме создания единого контекстного поля для объединения разных концептов вокруг выявленных проблемных областей в развитии общества.

Необходимость содержательного философско-мировоззренческого и методологического раскрытия проблем, связанных с активным внедрением медиасредств, развитием медиаинституций, появлением медиафеноменов, вызвала к жизни формирование таких исследовательских направлений, как медиафилософия, медиапсихология, медиапедагогика, медиалингвистика и т. д. Они направлены на поиск методов исследования, которые бы позволили достичь понимания значимости преобразований, порождённых медиатизацией современного общества.

Сложность ситуации, связанной с изучением кардинальных структурных сдвигов и социальных преобразований, связана с наличием признаков нестационарной динамики. Как можно предположить, критичной точкой символического порядка, порождаемого современной культурой медиа, является восприятие и оценка изменений с ложных позиций. По всей видимости, мы имеем дело с ситуацией, когда один символический порядок невыразим через другой.

Главная проблема видится в том, что порядок, инкорпорированный современными электронными медиа, самоопределяется, как единственно возможный и правильный. Он присваивает себе право на универсальность, размывая границы рациональности. Но каждый из противостоящих друг другу социальных порядков не является завершённым. Требует исследования вопрос о том, насколько оправданными являются претензии на совершенство разных социальных форматов и образований, возникающих под влиянием электронных медиа.

На наш взгляд, многие аспекты изучения в этой области тесно связаны с пониманием природы эволюционирования символических систем и их связью с развитием механизмов медиальной рефлексии. Это позволило бы более объективно судить о роли медиа в формировании новых коммуникационных отношений и стандартов восприятия. Это позволяет ставить проблему исследования различных форм и механизмов медиальной рефлексии как самостоятельную познавательную задачу.

Вопрос об исследовании механизмов медиальной рефлексии требует серьёзного внимания, поскольку на их основе выстраиваются сегодня разнообразные практики управления коллективным и индивидуальным сознанием. Возникает необходимость во включении в научный оборот специального понятия, которое бы фиксировало зависимость процессов мышления от применения различных средств и методов медиального опосредования. В качестве такого термина предлагается использовать понятие «медиальная рефлексия». Оно должно включать в своё содержание процессуальные характеристики, связанные с поиском форм осмысленного восприятия реальности, формированием индивидуальной и коллективной картины мира, сетей его описания.

Эти и многие другие вопросы с неизбежностью включают в себя и такую важную исследовательскую проблему, как изучение механизмов медиальной рефлексии, поддерживающих «своды» пространств коллективного и индивидуального мышления. Формирование и совершенствование механизмов медиальной рефлексии относится к разряду исторических явлений, обусловленных развитием средств интерсенcорного моделирования по ходу развития социальных структур [3].

Основным методом опосредования в современной медиасреде выступает сращение разнообразных языков описания реальности (слово, цвет, форма, звук, движение), активизирующим разные сенсорные каналы человеческого восприятия. Медиа выступают средством формирования различных комплексов описательных средств и поддерживают их связанность, способствуя усложнению систем социального управления. Активная смена форм и методов социального взаимодействия, стандартов общения за последние десятилетия привела к усложнению процессов управления в обществе.

Мультиагентное гетерогенное пространство обеспечивает формирование новых открытых площадок интерсубъектных взаимодействий на основе внедрения всё более гибких динамичных средств сложной общинной кооперации. В то же время становление современных медиа вызывает процессы реструктуризации, усложнения, динамизации сетевых механизмов организации межличностных связей и отношений. Они принимают глобальные масштабы и предполагают применение принципов пространственно-временной независимости в реализации технологических и социальных проектов. По мнению отдельных исследователей, эти явления имеют вирусную природу, вызывая разрушение стабильных жизнеспособных социальных структур, игнорирование привычных законов пространства и времени, непредсказуемый характер приспособительных реакций общества и отдельного человека, прогрессирующее мутирование средств передачи социальной информации, изменение представлений о возможностях контроля и управления в системах коммуникации и т. д. [4].

Мы предполагаем, что эволюция медиа и соответствующих форм и механизмов медиальной рефлексии может исследоваться в качестве одного из основных адаптивных факторов в системах социальной саморегуляции и воспроизводства. Наше утверждение заключается в том, что процесс коэволюции форм и механизмов медиальной рефлексии лежит в основе социогенеза. Рассматривая этот вопрос с позиции когнитивистики, необходимо отметить, что в основании процессов медиаопосредования лежит усложняющийся процесс эволюционирования форм эмоционального и логического интеллекта. Он обусловливает изменение рефлексивных установок и накопление внутреннего и внешнего опыта реагирования на жизненные события. В связи с появлением современных медийных средств возникла проблема исследования нового перцептивного поля коллективного сознания, которое отличается неоднородностью и нестабильностью. Этот подход открывает дорогу для изучения условий, механизмов, обусловливающих изменение форм и методов социального конструирования и усложнения системы социальных связей.

Область внятных ответов на вопросы о проводниках социальных перемен и зон их ответственности ещё только формируется. Многие явления медиатизации пока не стали предметом рефлексивного осознания. Но сегодня становится всё более очевидным, что ключевой проблемой, требующей осмысления, является вопрос о природе медиатизации и возможностях рефлексивного управления сложными социокультурными процессами в новых условиях. Проблема возвращения рационального отношения к активно трансформирующимся жизненным средам становится всё более актуальной. Как показывает анализ, в исследовательской практике уже сложились предпосылки для развития более осмысленного подхода к изучению природы медиавоздействия и медиаопосредования.

 Вместе с тем ощущается потребность в разработке концептуальных моделей, которые бы позволили увидеть глубинные проблемы, стоящие за развитием современных форм медиадискурса. Острая потребность в разностороннем анализе инновационных событий, сдвигов, дискурсов, связанных с формированием конкурирующих форм и полей медитизации современной культуры и сознания человека, продиктована необходимостью изучения процессов, служащих причиной фундаментальных социокультурных изменений, охвативших современный мир. Возникновение сложных трансдисциплинарных комплексов знаний в современной культуре указывает на усложнение принципов социального взаимодействия при общем погружении в среду архетипического мышления.

На наш взгляд, в самом общем виде проблема связана с выяснением условий и принципиальных пределов рефлексивного управления применительно к социокультурным изменениям, возникающим под давлением процессов расширения практик современного медиапроизводства. Данный подход предполагает признание активной роли знаковых посредников в социогенезе. Он фиксирует внимание на их самостоятельной диалогической функции во взаимодействии человека и природы, которая связана с коэволюцией рефлексивных механизмов и знаковых структур.

Пристальный анализ функционирования современных медийных структур приводит к необходимости исследования рефлексивного опыта с позиции логики изучения сетевых отношений. Современные формы медийной коммуникации открывают мир социальных взаимодействий как единую сетевую агрегацию для разных социальных полей, пространств и структур. Современные медиасистемы формируют особое сетевое пространство социально-организованного мышления, «учреждающего» предельные рамки собственной рефлексии. Производство сознательного усилия в соприкосновении с миром лежит в основе расширения коммуникативного опыта и развития социокультурной практики, однако современный социум перенасыщен информационными взаимодействиями, что ставит под угрозу саму способность к рефлексивному отклику на динамично сменяющиеся жизненные события. Как отмечает Е. Зинченко, массовое сознание сегодня ориентировано на психологически более комфортное безответственно-нерефлексивное существование, избавление от бремени волевого самостоятельного решения, инертность и спонтанность действий субъекта в социальном поле. [Зинченко Е.В. «Коммуникативная рациональность» как априори социальных наук : методологический обзор проектов]. Насколько фатальной является такая позиция? Есть ли предпосылки для того, чтобы рефлексивное употребление способности суждения вновь вернуло себе главенствующие позиции?

Методологической базой для организации научных исследований по изучению механизмов медиальной рефлексии является признание многообразия форм рациональности, их исторической обусловленности, поскольку тип и форма рациональности определяются особенностями восприятия мира конкретной личностью и форматами культурной идентификации определённой исторической эпохи.

Как предполагается, актуальным на сегодняшний день является изучение проблемы формирования механизмов медиальной рефлексии с позиции коэволюции различных «типов рациональности», их роли в реализации различных направлений творческой активности познающего человека. В этой связи представляет интерес концептуальная разработки идей мультирациональности [В. Аршинов, А. Исаев и др.]. Требует исследования вопрос: может ли концепт мультирациональности сформирован на основе результатов изучения механизмов медиальной рефлексии.

Итак, исследование особенностей влияния медийных институций и феноменов на общественные структуры и сознание человека сегодня становится всё более актуальным. Проблема изучения форм и механизмов медиальной рефлексии, на наш взгляд, является чрезвычайно актуальным аспектом исследований. Она играет значимую роль в осмысления явлений, лежащих в основе процессов медиатизации. Важность, актуальность, а также недостаточная теоретическая и практическая разработанность обозначенных проблем определили выбор темы исследования.

Библиографический список

1.    Степин В. Теоретическое знание: структура и историческая эволюция. – М. : Прогресс-Традиция, 2000. – 744 с.

2.    Марков Б. В. Проблема человека в эпоху масс-медиа // Перспективы человека в глобализирующемся мире. – СПб, 2003.

3.    Нургалеева Л. В. Медиа как включённое звено коммуникации и

 практик интерсенсорного моделирования // Гуманитарная информатика : сб. науч. cтатей. – Томск : Изд-во ТГУ, 2010. – С. 72–86.

Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. – М., 2003.

Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии