EnglishРусский

СЕМЬЯ И ДОМ КАК ПРЕДЕЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ

И. П. Ветюгова, кандидат филологических наук, доцент,

М. А. Шимина, старший преподаватель

Московский государственный университет путей сообщения

Императора Николая II (Нижегородский филиал),

г. Нижний Новгород, Россия

 

Современная семья – коллектив, социальный организм, который живет в одном темпе с динамично развивающимся современным миром. Научно-технический прогресс и социальное развитие общества оказывают влияние на систему ценностей, которую декларирует семья, и на изменения состава семьи, ее структуры, характера семейных отношений между родителями и детьми.

Нами в 2015 году был проведен опрос, связанный с культурным пространством студенческой молодежи. В нем приняли участие студенты Нижегородского филиала Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II (МИИТ). Апробация результатов работы прошла на международной научной конференции «Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке (к 100-летию Русского социологического общества имени М. М. Ковалевского)», проходившей в 10–12 ноября 2016 года в Санкт-Петербургском университете. Анализируя ответы в части, посвященной досугу [1], мы определили ряд проблем, одной из которых является семья, ее значение в жизни современного молодого поколения. Из ответов на вопросы, касающихся досуга студентов нашего учебного заведения, следовало, что значительна часть респондентов предпочитает проводить его, не покидая пределов дома. 56 % опрошенных любимым занятием в свободное время назвали просмотр телевизора. Чтению книг, журналов в домашней обстановке отдали свои голоса 23 % респондентов. Такую тенденцию можно оценить как социальную пассивность. Но вполне допустимы и другие объяснения. Замыкание у наших респондентов свободного времени на семье, ограничение пространства вне социальной занятости домом можно расценивать как уход от духовно неблагополучной социальной действительности, при соприкосновении с которой личность испытывает дискомфорт. Вполне возможно, это неосознанное тяготение к основе социальной жизни – семье связано с изменением современного социума. Перемены в нашей социальной жизни могут восприниматься благосклонно ровно до того момента, пока они не коснутся основ бытия, не посягнут на те базисные структуры, которые ответственны за сохранение и передачу социального опыта.

В семье формировались основы национальной культуры, через нее происходило усвоение духовных ценностей. Она, будучи наиболее устойчивым и консервативным элементом общества, позволяла человеку во все времена сохранять ощущение стабильности

Среди заветов, дошедших до нас из глубины веков, наверное, самым постоянным является завет о семье. О ее значении писал Владимир Мономах в своем «Поучении отца сыну», о том, что является залогом крепкой семьи, размышляет автор «Моления Даниила Заточника». Одна из главных книг нашей  традиционной культуры «Домострой», книга заветная, рассматривает семью как основу мироздания. Мы убеждены, что напоминание о ключевых ценностях, которые в виде завета были обращены в будущее, необходимо, поскольку традиционная этнокультура в современной жизни русского человека представлена фрагментарно, ее бытование эклектично. В качестве примера такого бытования традиционной культуры как регулятива жизни можно привести дошедшую до наших дней функцию социального контроля за соблюдением традиционных норм поведения в быту, то, что в Домострое звучит как «от людей укор и насмешка» [3, с. 34], «укор соседей» [3, с. 136]. В нашем быту она выполняется обычно соседями и основана на обычае. Контроль осуществляется, как правило, женщинами пожилого возраста. В силу различных обстоятельств они больше времени проводят по месту жительства и вне семейно-родственного круга ориентированы на соседскую среду. Здесь проявляются элементы старого традиционного механизма социального контроля, ведущего свое начало от общинных порядков. Даже искаженные обыденностью эти институты – община и семья – противостоят разрушению семейного «мы».

Понятие семьи ассоциируется у наших респондентов с понятием Дом. Это закономерно, так как 50 % участвовавших в опросе люди семейные, 48 % являются родителями. Дом символизирует духовное объединение семьи, связь поколений в русской культуре, равно как и в культуре человечества. При посредничестве Дома осуществляется связь с миром. Архетипический образ Дома проступает там, где студенты отвечают на вопросы о застольях как возможной форме организации свободного времени, о месте общения с домочадцами и друзьями в их жизни. Выясняется, что Дом по-прежнему для них главное пространство. 36 % респондентов предпочитают встречаться с друзьями у себя дома, 43 % предпочитают делать это на территории дома друга. Отметим важный момент: 85 % опрошенных представители мужского пола. Мужской мир предрасположен к изменениям, тогда как женский мир предпочитает «жить косня». Тем отраднее, что изначальный смысл Дома как обретения человеком собственного места вне природы не потерял значения для мужского мира. И как следствие, сохраняется ощущение Дома – обители, связанного с понятиями Семья, Любовь, Дети, Родители, Жизнь. Восприятие Дома, как посредника между семьей и миром в русской культуре было зафиксировано еще в Домострое. Он сакрализирует форму застолья, так как в этом процессе происходит встреча замкнутого мира (семьи) с внешним миром (гл. «Как с благодарением угощать с домочадцами приходящих в доме своем»). В том же Домострое воссоздан сокровенный образ идеального дома, сложившийся у семейного человека, любящего отца, умудренного жизнью духовного наставника. В этом доме каждый знает свои права и обязанности, что создает ансамблевость существования. Выпасть из общего ансамбля было почти невозможно. В этом доме царят любовь и уважение между домочадцами – «ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа – жить всегда в любви и согласии» [3, с. 154]. В этом доме  формируется трепетное и бережное отношение к своей обители – «В добрый дом такой, хорошо обряженный, точно в рай войти» [3, с. 155]. Этот Дом пронизан «евангельским светом», деятельным добром. «Муж учит добру», «сам творит добро», «доброю женою хорош муж», «добрые люди», «добрый замысел», «добродетель», «добрые дела» – эти и схожие выражения буквально рассыпаны по тексту. Разумеется, образ Дома, описанного «Домостроем», присутствует в сознании наших студентов латентно, и в опросе проявляет себя косвенно. Но преподавательская практика позволяет утверждать, что знакомство с заветами «Домостроя» происходит у студентов на уровне узнавания. В нашей культуре семья по-прежнему остается основным механизмом формирования отношений между поколениями. Не изжили себя тесные связи между родителями и детьми. «А пошлет Бог кому детей, сыновей, и дочерей, то заботиться о чадах своих» [3, с. 134], – говорится в «Домострое». В современном мире между отделившимися детьми и родителями сохраняются особые родственные связи, в том числе хозяйственно-экономическая помощь, например, приобретение квартиры, работа на садовом участке, совместный присмотр за детьми, их воспитание.

Не утеряно у молодежи и отношение к старшему поколению. «Любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем. И старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите…» [3, с. 136], – гласит завет. Дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей.

Как показывают результаты нашего анкетирования, семья и семейные устои воспринимаются молодым поколением как один из главных регулятивов в современной жизни. Семья по-прежнему играет ключевое значение в формировании ценностных критериев отношения к миру. В нашей анкете студентам был предложен вопрос «Кто или что оказало влияние на ваши эстетические вкусы?» 68 % респондентов ответили – семья.

В формировании личности эстетическое воспитание очень важно. Оно развивает в человеке способность откликаться на красоту, творить по законам красоты, безотносительно сферы деятельности. Эстетическое воспитание не только развивает чувства человека, научает воспринимать, оценивать, судить, в процессе эстетического воспитания человек учится переживать, то есть относиться к миру по-человечески. Эстетическое воспитание связано с приобщением к социальным идеалам, с формированием социальных стереотипов  поведения. Это происходит в том числе с помощью художественной культуры. Важно, что 35 % респондентов признают, что советы родных и на данный момент важная мотивация для общения с так называемыми учреждениями художественной культуры.

Ансамблевость существования распалась, изменились роли главных членов семьи [2], ослаблено чувство семейного долга. Что дальше? Нам кажется, наши респонденты дали ответ на этот вопрос. Мы спросили их: «При каких условиях Вы лет через 10 сможете сказать, что Ваша жизнь удалась?» Предложенные варианты ответов были сориентированы на современные ценности: карьера, свобода, материальный достаток. 68 % опрошенных ответили: «Хорошая семья, дети». В новых исторических условиях к проблеме семьи как одному из наиболее значительных явлений культуры обращаются  философы, культурологи, социологи. Их волнует, каково будущее у этого социального института. Наше социологическое исследование затронуло вопросы, относящиеся скорее к направлению микросоциологии семьи. И оно показывает, насколько неожиданными могут быть ощущения семейных ценностей в молодежной аудитории.

 

Библиографический список


1. Ветюгова И. П., Шимина М. А. Проблема досуга студентов (по материалам социологического опроса студентов инженерных специальностей). // Современные концепции научных исследований. Материалы IV Международной научно-практической конференции: сбоник. / под редакцией Н. В. Пшениснова – Н. Новгород, 2015. – С. 13–15.

2. Ветюгова И. П., Шимина М. А. Полоролевые стереотипы и перспективы их преодоления. // Социальные инновации в развитии трудовых отношений и занятости в XXI веке: сборник. / под общей редакцией проф. З. Х. Саралиевой – Н. Новгород, 2014. – С. 831–835.

3. Домострой. – М. : Сов. Россия, 1990. – 304 с.

Комментарии:

Ваш ник:
Ваш email:
Текст комментария: