Ближайшие конференции по темам

ФилософияФилософия - К-05.13.21

СоциологияСоциология - К-09.10.22

ИскусствоведениеИскусствоведение - К-09.20.22

ИсторияИстория - К-05.13.21

КультурологияКультурология - К-09.20.22

МедицинаМедицина - К-10.05.22

ПедагогикаПедагогика - К-05.13.21

ПолитологияПолитология - К-05.13.21

ПравоПраво - К-09.15.22

ПсихологияПсихология - К-05.13.21

ТехникаТехника - К-10.05.22

ФилологияФилология - К-09.20.22

ЭкономикаЭкономика - К-09.10.22

ИнформатикаИнформатика - К-10.05.22

ЭкологияЭкология - К-10.05.22

РелигиоведениеРелигиоведение - К-09.20.22


Ближайший журнал
Ближайший Научный журнал
Paradigmata poznání. - 2022. - № 3

Научный мультидисциплинарный журнал

PP-3-22

русскийрусский, английскийанглийский, чешскийчешский

21-20.07.2022

Идёт приём материалов

Информатика Искусствоведение История Культурология Медицина Педагогика Политология Право Психология Религиоведение Социология Техника Филология Философия Экология Экономика


Литературный журнал Четверговая соль
Литературный журнал "Четверговая соль"

Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Антропонимические исследования в тюрко- и монголоязычных регионах РФ (обзор)

Антропонимические исследования в тюрко- и монголоязычных регионах РФ (обзор)

А. А. Васильева, старший преподаватель,

е-mail: silong84@mail.ru,

Северо-Восточный федеральный университет,

г. Якутск, Республика Саха (Якутия), Россия

 

Исследования в области тюркских и монгольских антропонимов широко представлены в Бурятии, Калмыкии, Башкортостане и Татарстане. Монголоязычная антропонимия наиболее исследована в Бурятии и Калмыкии. Бурятские антропонимы начали изучаться в 60-х гг. 20 века. Ученые А. Г. Митрошкина [4] и Л. В. Шулунова [10] изучали бурятскую антропонимическую систему и собрали большой практический материал, на основе их исследований в Бурятии уже много лет работает и развивается целая антропонимическая школа. На своем богатом фактическом материале они смогли показать отличительные особенности бурятских личных имен и прозвищ. В трудах «Бурятская антропонимия» (1987) [4], «Личные имена бурят» (2006) А. Г. Митрошкиной [5] систематизирован, классифицирован и подвергнут тщательному анализу колоссальный языковой материал, который автор собирала всю жизнь. Как отмечает В. И. Семенова, в результате многолетнего труда Анастасией Георгиевной «выявлены бурятские антропонимические модели, введено понятие антропонимического диалекта, антропонимическое понятие рода; выделены антропонимические категории и сферы их функционирования; описаны способы образования исконных имен и стратиграфические пласты бурятской антропонимии; предложена новая методика собирания личных имен в монголоязычных регионах; разработана типология образования бурятских фамилий, отчеств и матронимов» [9, с. 4]. При составлении «Словаря бурятских личных имен» (2008, 2013) автор приводит семантическую характеристику бурятских личных имен. «Заметный пласт составляют антропонимы, в качестве которых выступают нарицательные слова. …. В родословной бурят много имен восходящих к названиям диких животных (Булган «соболь», Шоно «волк», Тугал «теленок» и др.). Происхождение подобных имен объясняется зооморфными представлениями древних народов» [6, с. 16]. Помимо семантической группы имен по своему значению, восходящих к животному миру, распространенной группой автор также называет имена, основанные на описательной лексике, например: Билдуу «льстивый», «угодливый» и т. д. На современном этапе много бурятских исследователей продолжает труды А. Г. Митрошкиной и Л. В. Шулуновой. Монография В. И. Семеновой, изданная под редакцией А. Г. Митрошкиной «Личные имена эхиритских бурят» (2005) помимо описания структуры и семантики личных имен эхиритских бурят, показывает влияние говора на формирование антропонимической системы «Инновационные явления, происходящие в региональных именниках, далеко не всегда одинаковы. Необходимо постоянное их изучение и анализ, поскольку антропонимическая система языка может считаться исчерпывающе описанной только в том случае, если исследованы все диалектные системы» [10, с. 5]. В 2008 году также под редакцией А. Г. Митрошкиной, в Чите была издано учебное пособие И. А. Ламожаповой «Исконные личные имена у монгольских народов: структура и семантика» [3]. Помимо собственно семантики и структуры личных имен, автор освещает и такие важные вопросы, как контакты монгольских родов с другими этносами; культура монголов 13–14 вв. и антропонимы; особенности именников монголов внутренней Монголии, бурят и калмыков. В трудах калмыцкого исследователя М. У. Монраева [7] рассмотрены исконно калмыцкие, тибетско-санскритские и частично – тюркские имена. Автор подробно раскрывает темы мотива выбора имени, табу, образования антропонимов и их передачи на русский язык, а также вопросы адаптации заимствованных из русского языка имен в калмыцком языке.

Зилия Мухаметьяновна Раемгужина рассмотрела башкирский современный антропонимикон в свете когнитивной лингвистики, так и называется ее монография, выпущенная в 2009 г.: «Башкирский антропонимикон в свете языковой картины мира». В этой монографии автор раскрывает лингвокультурологические особенности личных имен и их связь с языковой картиной мира башкирского народа. Она отмечает, что «антропоним более четко реагирует на идеологические, культурные и другие изменения в социуме, который он обслуживает. В становлении и развитии антропонимикона многое на первый взгляд может показаться случайным и необъяснимым. Это в полной мере относится и к башкирскому именнику, в составе которого мы можем обнаружить самые различные по происхождению и структуре имена, связанные с ландшафтом, домашней утварью, животным миром, культовыми представлениями, религиозными верованиями – язычеством, христианством, мусульманством, отчасти иудаизмом и др.» [8, c. 17] Автор приходит к выводу, что башкирские личные имена и фамилии отражают национальный менталитет и особенности восприятия окружающего мира, это объясняет тот факт, что в именах башкир зафиксированы особенности природы, представители растительного и животного мира, предмета быта и культа, драгоценности, полезные ископаемые, а также небесные объекты.

Т. А. Голикова исследует проблемы алтайского антропонимикона как синхроническом, так и в диахроническом аспекте. Ею опубликована обзорная статья «Тюркская антропонимия» (2011), в которой автор пишет, что «тюркский ономастикон в меньшей степени подвергся изменению под влиянием историко- и социокультурных факторов, сохранил древние традиции имянаречения. … В тюркском языческом именослове основное место занимают две формы воззрений – тотемизм и анимизм, которые стали базой для дальнейшего развития антропонимической системы» [1, с. 158].  В своих трудах, касающихся алтайских личных имен, Т. А. Голикова выявляет 11 моделей имянаречения, среди которых: простые антропонимы (Амыр – «мирный»; Темир – «железо»; Ирбис – «барс» и др.); сложные антропонимы, образованные путем сложения двух основ (Аксагал – «белобородый»: ак- «белый», сагал – «борода». Ай-Чечек «лунный цветок»: ай- «луна, чечек – «цветок» и др.); имянаречение по обычаю запрета, основанный на соблюдении обряда избегания кайындаш, при котором мать ребенка, будучи невесткой семьи не имела права произносить имен свекра и свекрови и всех старших родственников мужа по обеим линиям до седьмого колена; наречение двумя именами, одно из которых исконно-алтайское, а второе русское календарное имя; имянаречение по фонетическому сходству начальных звуков двух имен, которое представляет собой подбор алтайскому имени по созвучию с православным русским именем (Татьяна – Тана «перламутровая пуговица»); имянаречение по созвучию нескольких имен в одной семье, объясняется тем, что в тюркских семьях существовал обычай наречения детей близкими по звучанию именами; имянаречение по фонетической адаптации к названию русской реалии (Алексей – Укас (из русского «указ») и т. д.) [1, с. 174]. 

Татарские антропонимы изучаются в основном в двух направлениях: имена сибирских татар и имена граждан Республики Татарстан. Имена сибирских татар исследуются в диахроническом и историко-лингвистическом аспектах. Среди авторов в этой сфере можно назвать Замалутдинову Л. Г., Тимканову Г. Ф., Алишину Х. Ч., Гильфанову Х. Ф. и др. В своей диссертации, написанной в 2007 году, «Историко-лингвистическое исследование антропонимии татар нижнего течения р. Тура II половины XX в.», Лилия Гыйлемдаровна Замалутдинова отмечает важность изучения антропонимикона тюменских татар в плане изменения именника с середины и до конца XX века, так как в этот период происходит смена трех поколений родственников, каждые из которых подвержены различным историческим, культурологическим, социологическим, а также этническим воздействиям [2, с. 3]. Автор провела анализ фонетических, словообразовательных особенностей антропонимов тюменских татар ведется нами на фоне именников других народов кыпчакской, огузской, карлукской языковых групп, в результате которого, пришла к выводу, что особенно близкими являются системы имен башкир и сибирских татар: антропонимы имеют одинаковые имяобразующие элементы и соответственно одинаковые имена (Тимерхан, Ташбулат, Минниса и т. д.) [2, с. 10]. Особенности сингармонизма тюркских языков привели к тому, что одной из примечательных особенностей именника татар нижнего течения р. Тура является подбор созвучных, рифмующихся имен по различным линиям родства (Зарифуллин Зариф, Габдулгалиев Габдулфарит; отец и сын: Данил-Данир; отец и дочь: Раис-Рузиля и т.п.). Что касается этногенетического анализа антропнимов татар нижнего течения р. Тура, то автор выявила следующие пласты: арабский 48 %, персидский 9,5 %, тюрко-татарский 2,4 %, смешанный 19 %, русский и заподноевропейский 21,1 %.

На фоне исторического двуязычия результаты таких научных изысканий обладают большой историко-этнографо-лингвистической ценностью, этим объясняется особый интерес к антропонимическим исследованиям  в национальных республиках Российской Федерации.

Библиографический список

1. Голикова Т. А. Тюркская антропонимия. Обзор // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 6: Языкознание. – № 4. – Москва, 2011. – С. 157–176.

2. Замалутдинова Л. Г. Историко-лингвистическое исследование антропонимии татар нижнего течения р. Тура II половины XX в. :на материале Тюменского района Тюменской области // автореф. на соиск. уч. степени канд. фил. наук. – Тюмень, 2007. – 25 с.

3.       Ламожапова И. А. Исконные личные имена у монгольских народов: структура, семантика : учебное пособие. – Чита : Изд-во ЗабГПУ, 2008. – 139 с.

4.       Митрошкина А. Г. Бурятская антропонимия. – Новосибирск : Наука, 1987. – 222 с.

5.       Митрошкина А. Г. Личные имена бурят / науч. ред. В. В. Свинин. – 2-е изд. испр. и доп. – Иркутск : ИГУ, 2006. – 363 с.

6.       Митрошкина А. Г. Словарь бурятских личных имен. / Науч. редактор Г. С. Доржиева. – Улан-Удэ : Издательство Бурятского государственного университета, 2013. – 200 с.

7.       Монраев М. У. Калмыцкие личные имена (семантика). – Элиста, 1998. – 192 с.

8. Раемгужина З. М. Башкирский антропонимикон в свете языковой картины мира (аспекты формирования и особенности функционирования) автореф. Дисс. на соиск. ученой ст. доктора фил. наук. – Уфа, 2009. – 48 с.

9. Семенова В. И. Личные имена эхиритских бурят. Иркутск : Изд-во Иркутского гос. ун-та, 2005. – 189 с.

10. Шулунова Л. В. Прозвища в антропонимии бурят. – Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1985. – 96 с.

Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии