А. Г. Козлова доктор педагогических наук, профессор
Российский государственный педагогический университет
имени А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия
Представленная М. С. Фоминым (кандидат педагогических наук, преподаватель Центра среднего профессионального образования Новосибирского государственного университета экономики и управления первой квалификационной категории) монография, актуальна и востребована сегодня, т.е. имеет научную и практическую ценность.
Отличительной и сильной чертой данного исследования следует считать ориентированность и сосредоточение внимания на реально происходящих события и, как намеренно и постоянно подчеркивает автор монографии, вызовах современности, с которыми вынужденно и необходимо приходится сталкиваться и справляться России в настоящее время.
В данном ракурсе объектом внимания автора оказывается образовательная, педагогическая проблематика, а именно необходимость, задача и процесс обучения молодых современников системы среднего профессионального образования предмету «Основы философии».
Самобытность исследованию придает тот факт, что в представленной монографии предпринимается попытка философского осмысления философии – процесса и содержания ее как учебного предмета, в частности, уровня колледжа, что само по себе не снижает степень важности и значимости явления и самого предмета.
Подходя к рассмотрению заявленной проблематики как философ, а не только как преподаватель, исследователь проводит и аргументировано доказывает идею об огромной важности философии как образовательного предмета, позволяющего современному студенту сформировать навыки размышления и критического отношения ко всему происходящему и с ним лично, и в мире вообще.
Решая данную задачу, автор делает ставку (и обосновывает причину такого выбора) на широкодоступные тексты классических произведений, которые действительно содержат в себе колоссальный объем философии, что, к сожалению, и это отмечается Фоминым М.С. зачастую остается в тени классики как классики, представляющейся современнику в таком случае всего лишь культурным феноменом, к которому необходимо и достаточно прикоснуться единожды. Так, автор отмечает: «…следует подчеркнуть то, что признанная классика является таковой не потому, что она есть некий единственно верный ключ к преодолению всех проблем человека и человечества, владея которым, счастье и благо сейчас, т.е. в текущий миг, гарантируется, причём гарантируется просто самим фактом инициации в классику, т.е. некогда бывшей, случившейся или только свершающейся обращённости к тому или иному тексту, самим фактом ознакомительного прочтения его человеком. Очевидно, что «механика» в данном случае носит принципиально иной характер: прочтение-экскурсия, подобное отметке, которую турист ставит (мысленно или же в натуральном смысле) в своём маршрутном листе о факте визита-осмотра достопримечательности, приращивая, а, главное, стремясь ещё больше увеличить общее количество увиденного, в рассматриваемом случае, однозначно, не годится».
Очевидно, что подлинная философская нагрузка раскрывается и проявляется в процессе работы с текстом произведения, которую человеку должен уметь вести, что означает и предусматривает то, что прежде этого, его необходимо тому научить, что есть вполне педагогическая задача.
Иными словами, и в этом автор монографии прав, философии и философствованию человека необходимо научить, что может быть оптимально и эффективно реализовано и пока реализуется в системе российского образования – колледжах, в частности.
Будучи практикоориентированным исследователем и преподавателем, М. С. Фомин озадачивается вопросом о том, как сегодня сделать погружение в философию интересным и продуктивным для современного студента.
В этой связи им было предложено и проработано интересное решение, позволяющее преодолеть имеющееся устойчивое воззрение на обучение философии о том, что она есть лишь умозрительно-далекое явление, прямо не относящееся к текущей жизни, полной повседневных задач и проблем.
Идея заключается во встраивании в содержание проводимых занятий по философии т. н. видеотекстов – видеороликов и видеофрагментов. Автор, в частности, отметил следующее: «Фрагмент – это всегда всего лишь кусок целого. Следовательно, демонстрация части, обязательно породит в сознании интерес к имеющемуся, но объективно остающемуся вне зоны доступа, к целому. Это есть доступное преподавателю, субъекту педагогической деятельности средство канализации внимания в нужном направлении, т. е. использование клипового тренда, явления, однако, в созидательных, ответственных целях.
С другой стороны, обращение к смысловому эпизоду большого текста или же маленькому произведению, как единому целому, в котором, однако, смысл оказывается максимально спрессованным в отведённый хронометраж, научает внимательно пере-просмотреть либо позабытое, но знакомое, т.е. когда-то уже встречавшееся целое, либо, если речь идёт о концентрированном послании, выйти в огромное пространство текстов и смыслов, сделав это благодаря и сообразно воспринятому императиву.
В таком случае такой вход есть возможность содержательного приращения отправной точки, которой предстаёт небольшой видеотекст.
Более того, его можно рассматривать и как способ преодоления клипового тренда – мчащейся, мелькающей череды картинок, образов текстов. В данном случае – это своего рода остановка на ключевых моментах, сосредоточение на неувиденном, что стало следствием простого, а, зачастую, именно развлекательного просмотра-обращения даже самого серьёзного фильма или концептуальной телепрограммы. Главное здесь – именно неувиденное, новое прочтение текста, случающееся откровение».
Для обозначения этой задачи и подхода автором был введен в оборот термин «научить смотреть видеотекст», с главной идеей и духом которого нельзя не согласиться.
Отличительной особенностью представленной монографии должно считать то, что предложенные и сформулированные философские взгляды и практические решение нашли подтверждение и обоснование реальными результатами проделанной работы – откликом тех, кого пришлось учить философии и философствованию, а именно современных студентов.
Объективные данные, представленные в достаточном количестве, проанализированные и осмысленные автором исследования, действительно оказываются серьезной доказательной базой монографии.
Проделанный анализ, а главное – взгляды, мысли и доводы реальных студентов – показывает и доказывает то, что они имеют острую потребность в серьезном материале, который необходим им для собственного развития и становления – выработки собственной философии жизни, что не возможно без приобщения, причастности к миру и сфере накопленной философской мудрости, которая может быть передана в рамках и в процессе получения образования того или иного уровня.
Кроме того, анализ говорит о том, что несмотря ни на что, молодые современники способны воспринимать и переживать сложный и не всегда удобный философский контент, предлагаемый им на занятиях по философии.
Необходимо отметить, что избранный и реализованный М. С. Фоминым подход позволяет продемонстрировать и доказать связь философии как науки с актуальной действительностью, которая не есть умозрительность и философская абстракция, что достаточно часто мыслится и видится многими современниками сегодня.
В целом, представленное исследование отвечает требованиям, предъявляемым к научным работам: композиция, стиль и слог работы соблюдены в полном объеме, новизна и авторская позиция присутствуют, аргументы и доводы ясны, лаконичны и убедительны.
Монография имеет научный интерес и актуальна в настоящее время.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.