Ближайшие конференции по темам

ФилософияФилософия - К-05.13.21

СоциологияСоциология - К-09.10.22

ИскусствоведениеИскусствоведение - К-09.20.22

ИсторияИстория - К-05.13.21

КультурологияКультурология - К-09.20.22

МедицинаМедицина - К-10.05.22

ПедагогикаПедагогика - К-05.13.21

ПолитологияПолитология - К-05.13.21

ПравоПраво - К-09.15.22

ПсихологияПсихология - К-05.13.21

ТехникаТехника - К-10.05.22

ФилологияФилология - К-09.20.22

ЭкономикаЭкономика - К-09.10.22

ИнформатикаИнформатика - К-10.05.22

ЭкологияЭкология - К-10.05.22

РелигиоведениеРелигиоведение - К-09.20.22


Ближайший журнал
Ближайший Научный журнал
Paradigmata poznání. - 2022. - № 3

Научный мультидисциплинарный журнал

PP-3-22

русскийрусский, английскийанглийский, чешскийчешский

21-20.07.2022

Идёт приём материалов

Информатика Искусствоведение История Культурология Медицина Педагогика Политология Право Психология Религиоведение Социология Техника Филология Философия Экология Экономика


Литературный журнал Четверговая соль
Литературный журнал "Четверговая соль"

Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Проблема войны в философии Ивана Ильина

PP-4-16
Научный мультидисциплинарный журнал
Paradigmata poznání. - 2016. - № 4
01.08-31.10.2016

Проблема войны в философии Ивана Ильина

С. Г. Рюмин Кандидат философских наук, доцент,

Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина,

г. Рязань, Россия

 

Грохот августовских пушек в 1914 году провозгласил не только начало Первой мировой войны, но и кризис европейской цивилизации. Рухнула вера в силу прогресса. Научные и технические достижения были использованы для создания орудий убийств. Последствиями Первой мировой войны стали гибель миллионов людей, крушение государств, негативное воздействие на общественную нравственность.

Русский философ И. А. Ильин в 1914 году анализировал трагизм войны в своих лекциях, а позже развивал эту тему в книге «О сопротивлении злу силой». Он задавался вопросом о допустимости разрешения самому себе убить другого человека. Мыслитель констатировал, что есть нечто «последнее и страшное» в убийстве, и что возникает нравственное противоречие в душе человека, вынужденного убивать других людей во время войны. По мнению философа, это категорически не может одобряться совестью и должно восприниматься как вина. И в этом постижении индивидуальной вины заложена возможность нравственного очищения и ренессанса «доверия к голосу совести». Убийство неприемлемо, полагал И. А. Ильин, ибо угрожает нравственно-духовному строю общества, а убийца оказывается по отношению к своей жертве в состоянии «полного нравственного отрыва». Мыслитель отмечал, что жертва уносит с собою всю сложность и своеобразие внутреннего мира, «прогрессивное восхождение и одухотворение которого насильственно обрывается актом убийства, а в душах людей, знавших убитого, «образуется пустота и зияние в его мироощущении» [3, с. 12–19].

Русский философ считал, что «не станут ни благим, ни праведным, ни святым делом» страдания, причиняемые людьми друг другу во время войны. И когда человек, обладая возможностью выбора, совершает безнравственный поступок, он возлагает на себя вину, поэтому война – это «наша общая великая вина» [1, с. 20].

И. А. Ильин отмечал, что в войне существует трагизм нравственного противоречия: духовный взлет связан с участием в убийстве людей. Философ констатировал противоречивость совмещения «из лучшего и худшего, из высшего и низшего», неизбежного для участников войны, ужасная трагедия которой оказывается «зрелым плодом ее нравственной противоречивости». Войну, по мнению мыслителя, люди воспринимают как «злосчастную тьму, в которой загораются слепящие лучи света», поэтому, как полагал И. А. Ильин, чтобы окончание войны стало светом, возгоревшимся над тьмою, а не тьмой, поглотившей свет, требуется «истинный, духовный, творческий подъем, в котором человек не закрывает себе глаза на виновность своего решения и своего дела, но видит все как есть и мужественно приемлет виновный подвиг» [3, с. 30].

Воззрения И. А. Ильина перекликаются с православным учением, призывающим защищать правое дело, видящим положительный аспект войны в патриотизме и побуждении граждан к самопожертвованию во имя общего блага. С христианской точки зрения, воины, защищающие родину, не должны бояться тех, кто убивает физически, но не может убить душу (Матф. 10:28).

Ужасы войны привели к нравственному отторжения насилия у многих мыслителей, поэтому на рубеже XIX–XX вв. приобрело популярность учение о непротивлении злу силой, апологетом которого был Л. Н. Толстой, полагавший злом не только войну, но и любое применение силы вообще. Но И. А. Ильин подверг критике идею толстовского непротивленчества, считая необходимым обороняться от тех, кто хочет насильно «лишить наш народ свободной самобытной жизни». Толстовщина, с точки зрения философа, является «духовным самоубийством». Мыслитель констатировал, что нельзя: «сильному угнетать слабого», позволить «истребить свой народ», «быть щедрым в отдаче чужого блага или чужой жизни», «дать поработить себя» и «отречься от своих убеждений и верований». [3, с. 27]

Русский философ диалектически подошел к проблеме нравственного противоречия войны. Он считал войну грехом, но при этом констатировал, что применение силы может оказаться необходимым, чтобы избежать большего зла, и оправдано в том случае, если речь идет о защите добра, и в основе борьбы лежит любовь. И. А. Ильин был убежден, что поскольку Россия оказалась помимо своей воли втянутой в боевые действия, то абсолютно недопустимы пораженческие призывы. Мыслитель полагал Первую мировую войну по характеру близкой к войнам 1812–1815 гг. и 1877–1878 гг., и что она является духовно-оборонительной. [1, с. 29]

И. А. Ильин пророчески писал, что если России не удастся одержать победу, то она окажется униженной, рабской, лишенной правосознания и разнузданной. [4, с. 345]

Увы, именно это и случилось с нашей страной в результате октябрьского переворота, приведшего к братоубийственной гражданской войне и красному террору. Большевики утопили Россию в крови, надолго растоптав понятия о праве, морали, и правосознании.

Между тем И. А. Ильин полагал, что международные конфликты требуют правового регулирования, а попытка решать их посредством грубой силы – это «примитивный и культурно-разрушительный» способ, и война является «обоюдоострым орудием, опасным не только для побежденного, но и для победителя». Здесь нельзя не задуматься об опрометчивости политиков, допустивших Первую мировую войну. Философ считал, что прогресс в развитии международного права приведет к разрешению конфликтов путём признания взаимных прав. Русский мыслитель констатировал, что истинному патриоту нужно добиваться «не силы, попирающие всякое право, а права, поддержанного достаточной силой» [2, с. 215–217].

Патриотизм в произведениях И.А. Ильина неразрывно связан с государственным правосознанием. Именно идея правосознания была фундаментообразующей в его трудах. Нормальное правосознание, по мнению философа, может быть полноценно «развито и упрочено в душе только в связи с ее общим, моральным и нравственным воспитанием», которое должно гармонично включить правосознание «в жизнь нравственно-доброй души» [2, с. 218, 237].

Трагедия Первой мировой войны стала прологом к драмам XX века. Творческое наследие И. А. Ильина позволяет извлечь философские уроки из драматических событий минувшего столетия и постигнуть сущность нравственного противоречия войны.

Библиографический список

  1. Ильин И. А. Духовный смысл войны // Собр. соч. В 10 т. Т. 9–10. – М. : «Русская книга», 1993. – С. 7–40.
  2. Ильин, И. А. О сущности правосознания // Собр. соч. В 10 т. – М.: Русская книга, 1993. – Т. 4. – С. 149–414.
  3. Ильин И. А. Основное нравственное противоречие войны // Собр. соч. В 10 т. Т. 5. – М.: «Русская книга», 1993. – С. 7–30.
  4. Ильин И. А. Поющее сердце // Собр. соч. В 10 т. Т. 3. – М. : «Русская книга», 1993. – С. 227–380.
  5. Рюмин С. Г. Актуальность проблемы духовно-нравственных основ патриотизма в этической концепции И. А. Ильина // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. – 2011. – № 31. – С. 11–21.
  6. Рюмин С. Г. Значение единства морали и права для правового государства и гражданского общества в философии И. А. Ильина // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. – 2012. – № 36. – С. 49–60.
Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии