Н. В. Цепелева
Новосибирский государственный медицинский университет,
г. Новосибирск, Россия
Шелер начинает свою работу с фиксации факта существования естественнонаучной, философской и теологической антропологии. В работе «Положение человека в космосе» философ пытается выстроить новую философскую антропологию, так как, по его мнению, все прежние идеи человека дискредитировали себя. Однако мы полагаем, что антропология Шелера может быть интерпретирована как теологическая, христианская антропология, близкая воззрениям святых отцов восточного богословия.
M. N. Abdullayva, G. G. Gaffarova G. O. Jalalova
National university of Uzbekistan,
Tashkent, Uzbekistan
Fast rate of social, political, ecological, scientific changes in the integrity engender quite a number of uncertainty in consciousness of separate personality, public consciousness, culture. In our daily life, it seems to us that we move from the definite past into the indefinite future. In comprehension of the modern world together with all of its contradictions and crisis states (financial-economical, ecological crisis, crisis of traditional science), the philosophy plays a particular role analyzing possible ways of subsequent development of up to date civilization. The certain conceptual approaches, the type of thought dominate allowing adequately to reflect complex unlinear processes which are taking place in the modern world.
У. Р. Кушаев
Ташкентский исламский университет,
г. Ташкент, Республика Узбекистан
В анализе вопросов, связанных с диалектикой культуры и религии, центральное место занимает взаимоотношение светскости и религиозности. Особенно важную значимость имеет это в нынешних условиях, когда во многих постсоветских странах укрепляются основы демократического общества и становятся приоритетными принципы светского государства.
Юань Дунцюн аспирант,
Московский государственный
университет имени М. В. Ломоносова,
г. Москва, Россия
Существуют огромные различия в культурном фоне Китая и Запада, в основном связанные с историческими факторами, а также с другими условиями, такими как этническая принадлежность и экономика, что в конечном итоге приводит к многочисленным различиям в исходных точках и практических перспективах, выбранных каждой региональной культурой при изучении эстетики танца. Китайские эстетические исследования сосредоточены на контексте и реальном движении танца, в то время как на Западе акцент явно больше делается на формализме. Это является основой для большой интеграции между ними.
S. V. Pogorelaya Candidate of philosophy, docent;
A. S. Plekhanova candidate of historical sciences,
Vladimir state University
named after A. G. and N. G. Stoletovs,
Vladimir, Russia
The problem of the formation of tolerant relations in modern Russian society is of increasing interest among domestic researchers. The concept of "tolerance" is used in scientific works when analyzing various aspects of human activity and the development of society. It characterizes the most important attitudes of the humanistic worldview, morality, culture, democracy, is an important factor in preventing and overcoming various kinds of conflicts (social, interpersonal, ethno-national, interfaith, etc.).
Н. Н. Мальцева, кандидат философских наук,
Белгородский государственный национальный
исследовательский университет, г. Белгород, Россия
В настоящее время земная цивилизация идет по пути глобализации, которая, по словам О. И. Холиной и Н. Н. Понариной, ведет к тому, что «общества становятся взаимозависимыми во всех аспектах – политическом, экономическом, культурном, и масштаб этих взаимозависимостей становится действительно глобальным. Ни одна страна не является самодостаточным островом. Человечество больше не рассматривается как «статистическая совокупность», философская или идеологическая категория; оно приобретает социологическую сущность, превращается в социальную целостность, охватывающую всех людей, живущих на земле» [5, с. 108].
Н. А. Вербельчук Магистрант,
Белорусский государственный университет,
г. Минск, Беларусь
Вспышка Covid-19 и реакция властных структур на нее обнажили способы, с помощью которых в современных политических системах происходит управление жизнью человека. Действительно, хотя в первую очередь глобальную пандемию следует рассматривать как кризис в области здравоохранения (и, впоследствии, экономический) в действии, она также продемонстрировала навязчивость даже демократического регулирования, распространив его с общественных и социальных вопросов на личную жизнь и даже внутри человеческого тела. Эта новая, усиленная регулирующая власть - то, что Мишель Фуко более четырех десятилетий назад назвал биовластью, определяя ее как «силу, которая оказывает положительное влияние на жизнь, которая стремится управлять, оптимизировать и умножать ее, подвергая ее точному контролю и всеобъемлющему регулированию» [1]. Covid-19 обнажил биополитические режимы, продемонстрировав уровни агрессивности, на которые готовы пойти государства, и влияние, которое властные структуры оказывают на биологию человека.
Г. В. Валеева кандидат философских наук, доцент,
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого,
г. Тула, Россия
Цифровизация – актуальная тенденция современного общества, основанная на применении современных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека. Цифровые технологии, несомненно, способствуют экономическому росту, созданию новых профессий и рабочих мест, доступному образованию, социальной сплоченности, цифровой идентичности и т.д. Вместе с тем, возрастает зависимость и подчиненность человека инновационным технологиям, что порождает переоценку ценностей и «формирует совершенно новую этическую ситуацию в обществе, изменяет поведение людей, причем не только в лучшую сторону» [3]. Наиболее опасным следствием цифровизации, на наш взгляд, является дегуманизация личности человека, влекущая за собой девиантное поведение и неспособность поддерживать традиционные формы общения [1].
М. Сапик Доцент,
Колледж европейских и региональных исследований,
Ческе-Будеёвице, Чешская Республика
Последние два года человеческое общество находится в очень сложной ситуации, вызванной глобальной пандемией коронавируса COVID-19 и чрезвычайными эпидемиологическими мерами, принятыми большинством стран мира. Общественная жизнь в значительной степени стихла, ограничения коснулись всех сфер жизни общества, в том числе заметен спад в национальных экономиках. Именно в этот период на первый план вышли средства современных технологий, заменившие повседневные контакты и стандартный стиль работы общества. В наше время, как никогда, на первый план выходят этические принципы и определенная степень толерантности среди людей. Исходное значение слова «этика» можно найти в термине «этос», как место проживания человека со своим хозяйством на определенной территории. Постепенно менялась система образования на всех уровнях, от начального до университетского. Компании и их сотрудники сразу же перешли на работу из дома.
Е. Г. Мартьянова, кандидат философских наук,
старший научный сотрудник,
ORCID 0000-0002-0419-8670, e-mail: helena183@yandex.ru
Е. Н. Чеснова, кандидат философских наук, доцент,
ORCID 0000-0002-2870-5809, e-mail: elenika.nova@yahoo.com
Тульский государственный педагогический
университет им. Л. Н. Толстого,
г. Тула, Россия
В настоящее время мировоззрение претерпевает существенную трансформацию, кардинальную смену воззрений. Наиболее наглядно это можно проиллюстрировать на примере таких многогранных религиозно-философских феноменов, которые никогда не потеряют своей актуальности, важности и ценности для человека как вера и эсхатология. Помимо того, что они «находят свое выражение в различных религиозных воззрениях, мировоззренческих системах и типах культуры» [2, с. 195], они «связаны с основами миропонимания и формированием мировоззрения, поисками конечного или предельного состояния бытия» [2, с. 195]. Важно подчеркнуть, что эсхатология в настоящее время вышла далеко за рамки мифологического, религиозного, философского, научного мировоззрения, трансформируясь в «одну из мировоззренческих констант секулярного общества» [2, с. 195].