А. И. Костяев Кандидат философских наук,
Московский Губернский колледж искусств,
г. Химки, Московская область, Россия
В современной культуре доминируют левополушарные коды. Одно из ограничений левополушарного кодирования: образ не конкретизирует предмет осмысления, а, наоборот, абстрагирует его. Правополушарные коды применяются в художественной культуре и религиозных практиках. Кроме того, эти коды сохраняются на уровне подсознания. Малоизученным в современной гуманитаристике остается вопрос о развитии правополушарных кодов в культуре. Правое и левое полушария осуществляют кодирование смыслов вместе. Это важно, потому что функции левого полушария мозга дублированы до некоторой степени правым полушарием, а функции правого полушария – левым. За счет этого человек получил два эволюционных преимущества: способность осмысливать с большой проницательностью, лучше чувствовать различие между смыслами и истинными чувствами людей. Некоторые аспекты проблемы правополушарного кодирования смыслов исследуются в экзистенциальной культурологии и культурной антропологии.
Г. Д. Гачев замечает, например, трепещущую фактуру, дрожь в пассажах Шопена. Она напоминает, повторяет структуру польского языка [1, с. 55]. В. Д. Губин отмечает дрожь человека перед одиночеством, вечностью [2, с. 65]. У М. Н. Эпштейна музыкальная фраза описывается как биение – резонанс сердца [3, с. 127–128]. Человек колеблющийся есть социокультурный тип. Его исследование есть важная проблема русской антропологии.
Дрожь выполняет идентификационную функцию, если человек не предпринимает усилия для изменения ощущения. В ситуации, когда он пытается повлиять на дрожь, колебание, подключить искусственную вибрацию, чтобы у другого появились положительные смыслы, ощущению придается функция репрезентации индивида. Символическая функция дрожи, колебания нашла применение в художественной литературе. В русской культуре ощущения дрожи, колебания обладают скрытой сексуальной функцией. Они сопровождают половой акт. Наслаждение дрожью предполагает ее эстетическую наполненность. Гастрономическую функцию дрожь, колебания выполняют в национальном искусстве. Это касается, прежде всего, желеобразных блюд. Мнемоническая функция дрожи связана с процессом воспоминаний через дрожь, колебания. Ассоциации, возникающие в этом случае, зависят от культурных установок и норм.
В русской религиозной культуре смысл «священного трепета» всегда являлся одним из основных. День Господен в описании пророка Иоиля вызывает «трепет всех жителей земли» (Иоил. 2,1). Разрушение города Ниневии для пророка Наума связано с дрожанием, сотрясением колен (Наум. 2,10). Дрожание губ носит сакральный характер (Авв. 3,16).
В культуре русского Просвещения эстетический смысл дрожи, колебаний был открыт через французское посредничество. Человек XVIII века по-новому осмыслил движение маятника, сомнение, движение струн. Трепет по смыслу стал сочетаться с ожиданием. Вибрация была включена в смысловые цепочки: изменение, сомнение.
Пушкин не только осваивает французский смысл трепета, но преобразовывает его с учетом русских национальных традиций. Описывает «трепетные руки» («Романс», «Окно»). «Бестрепетным» полетом художник хочет взлететь на Геликон («Городок»).
Крах Советской империи сопровождался содроганием стен домов в столице, по маршрутам вводимой военной техники (август 1991). Неудачи, даже обреченность путча символизировали дрожащие руки вице-президента Г. Янаева. Нервный тик появился на лице Е. Гайдара – одного из российских реформаторов в 1992 года. Писать можно было «обо всем». Кто-то заметил, что меч в руках Родины-матери на Мамаевом кургане вибрирует от порывов ветра. У постсоветского поколения появился термин для описания явлений (предметов) – «потрясно». Война в Чечне стала для многих потрясением. Вибрации от кондиционера превращаются в знак достойной жизни по западному стандарту. С помощью вибрации наносят тушь на ресницы. Круг смыслов замкнулся: не красота вызывает трепет, а наоборот. Чтобы без оговора принять механическую вибрацию, нужно признать «механичность» своих мыслей, поступков.
В массовой культуре дрожь и трепет как модифицируемая форма переживания все чаще подменяется средством, используемым для имитации полноты жизни. Традиционно в первом случае дрожь и трепет играли основную роль для выражения смыслов непосредственности, изначальность ощущений, во втором случае они предназначены для вспомогательной роли, ощущения того, что все в порядке. Поэтому технические средства «вызывания» дрожи и трепета лишаются смысловой глубины. Они не дают ничего, кроме многообразия ощущений.
Некоторые итоги.
Правополушарный код «дрожь и трепет» играет самостоятельную роль в русской культуре. Делится на субкоды, выполняет разные функции в коммуникации. Согласуется с левополушарной рациональностью. Этот код прошел эволюцию от сакральных смыслов к эстетическим, бытовым смыслам.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.