Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Эстетический вкус и его роль в воспитании молодежи на хоровых занятиях

К-06.01.17
VII международная научно-практическая конференция
Социально-экономические проблемы современного общества
01.06-02.06.2017

Эстетический вкус и его роль в воспитании молодежи на хоровых занятиях

О. А. Васильченко Кандидат педагогических наук, доцент,

Государственный институт искусства и культуры Узбекистана,

г. Ташкент, Узбекистан

 

Предмет «Хоровой класс» является одним из основных и главных в подготовке будущего специалиста как руководителя различных видов вокально-хоровых коллективов.

Получаемая квалификация «Вокальное исполнительство» обязывает будущего специалиста к овладению профессиональными знаниями и умениями как исполнителя, умеющего грамотно, целенаправленно решать с коллективом поставленные задачи в музыкально-исполнительском плане, а главное, проявить организаторские способности как руководителя – воспитателя, способного повысить культурный уровень коллектива в соответствии с современными требованиями и духовной жизни.

Будущий руководитель хора еще в период обу­чения должен приобрести достаточные познания в области теории вокального пения, научиться в совершенстве владеть певческим дыханием, ясно представлять себе технологию и практически усвоить приемы правильного звукообразования, уметь пользоваться резонаторами, воспитывать в себе комплекс вокально-технических навыков, необходимых для исполнения произведений различного стиля и любой вокальной сложности. Сумма вокальных знаний и навыков обеспечит высокий уровень во­кально-хоровой культуры будущего учителя музыки, которая, в свою очередь, станет залогом вокально-хоровой культуры руководимого им хорового коллектива.

Обучение будущих специалистов в вузе должно быть направлено на выявление специфического эстетического потенциала в процессе преподавания всех без исключения дисциплин. В такой образовательной модели формирование эстетической культуры личности осуществляется более широко и целостно – в единстве целостного образовательного процесса, а именно воспитании и обучении. Придать им необходимую эффективность можно лишь действуя целеустремленно и системно, опираясь на лучшие традиции прошлого и постоянный творческий поиск в текущей вузовской жизни.

Исходя из всего сказанного следует, что эстетическое воспитание, являясь в образовательном пространстве вуза путеводной звездой, раскроет в современной молодежи творческий потенциал, расширит горизонты в познании мировой культуры, отразившей факт интенсивной, многоплановой устремленности человека к абсолютной Гармонии.

Произведения отечественных композиторов, народное творчество, музыка композиторов-классиков – вот та сокровищница, из которой студенты могут черпать богатейший музыкальный материал. Однако простое изложение материала еще не обеспечивает полностью его воспитывающего и эстетического воздействия. Важно, чтобы перед студентами было раскрыто содержание музыки, чтобы произведение было ими прочувствовано. Для этого необходима определенная система музыкальных знаний и навыков, позволяющая студентам стать активными слушателями и исполнителями.

Развитию эстетического вкуса молодежи способствует усвоение эстетических образцов, понятий и представлений о красоте, прекрасном и безобразном; эстетическое восприятие и осмысление, анализ произведений искусства; способность к эстетическим суждениям; накопление знаний об эстетических критериях; эмоционально-эстетическая оценка искусства, особенно в процессе общения с музыкальным искусством, активной музыкально-хоровой деятельности.

Студент знакомится с множеством произведений узбекской, русской и зарубежной музыки, что предполагает умение разбираться в стилевых особенностях исполняемой музыки, знать важные исторические моменты в музыкальной жизни, а, следовательно, выявлять закономерности, вытекающие из содержательных и выразительных возможностей музыки, особенностей развития, структуры сочинения и ее толкования, голосоведения, фактуры и других моментов.

Возрождение исконно глубинных национальных духовных ценностей обусловило непосредственное соприкосновение современного искусства с поэтикой национального архетипа. Соединение национального начала с новыми приёмами выразительности, дало интересные художественно ценные результаты в профессиональном музыкальном творчестве Узбекистана. Ярким примером этого являются сочинения таких композиторов, как Рустам Абдуллаев, Хабибулло Рахимов, МустафоБафоев, Фархад Алимов, Дилором Сайдаминова, Аваз Мансуров, Дилором Амануллаева, Акрам Хашимов, Мухаммаджон Атаджанов, Нуритдин Гиясов, Ойдин Абдуллаева, Хуршида Хасановова.

Одним из ведущих специалистов хорового искусства Узбекистана является Наира Шарафиева автор многочисленных обработок песенного фольклора народов Центральной Азии для хора без сопровождения: «Фарёд», «Хоразм наволари», «Уйгурча ракс», «Яра яндым», «Тарона», «Сондайкулдим» и многие другие. Эти обработки отличаются бережным отношением к мелодии, к поэтическому слову. Интерпретаторские замыслы автора отличают и неустанные поиски певческой красоты, а также слияния хоровых партий в единый голос-инструмент.

Важное значение в композиторском творчестве занимает узбекская классическая поэзия: А.Навои, Омара Хайяма, Фузули, Бабура. Наряду с этим активно возрождается духовное наследие Увайси, Яссави, Имамма Аль-Бухори, Ахмада Аль-Фаргони и многих других.

Приобщение к ценностям народного творчества необходимо, так как в нем воплощено не просто прошлое культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души. Народная музыка воспитывает активную жизненную позицию современного молодого человека, дает ему высокие ориентиры в жизни. И это выражается в углублении патриотизма. Именно в углублении, так как знание народной музыки делает чувство Родины глубинным, сообщает опыт переживания патриотических чувств.

Сегодня проблема репертуара – является одним из главных аспектов в работе с хоровым коллективом. В нем заключена задача, связанная с педагогической и художественно-исполнительской деятельностью коллектива. Вопросы репертуара, как показал анализ существующих исследований в этой области, волнует многих, однако акцент в этом направлении делается в основном на художественно-исполнительскую сторону всей проблемы, при этом очень мало внимания уделяется методической концепции репертуара, а значит выявлению его обучающих принципов.

Понятие «Хоровое пение» включает в себя различные умения и навыки: постановка голоса, дыхание, звук, музыкальное мышление, вокальная направленность, строй, ансамбль, музыкальная грамота. Обучение этим навыкам необходимо строить на прочной методической основе, одним из аспектов которой является учебный репертуар, который является исходным фактором творческого роста коллектива хора, основой формирования исполнительской культуры. Немаловажную роль играет репертуар и в воспитании коллектива: культурное обогащение, эстетическое совершенствование, расширение кругозора.

Репертуар хорового коллектива, это его творческое лицо. Именно по репертуару можно судить об исполнительском уровне, твор­ческой направленности коллектива, его позиции и т. д.

В связи с этим, подбор репертуара для хорового коллектива в педагогическом аспекте должен осуществляться с учетом двух обстоятельств:

1.Степени сложности произведений и их образно-художественного содержания.

2.Исполнительского уровня коллектива.

Одной из важнейших форм по всестороннему воспитанию является деятельность хорового коллектива, которая педагогически организуемая и управляемая рассматривается, как одно из проявлений личности, группы, коллектива, сопутствующая профессиональному образованию. Обязательным условием для хорового коллектива является включение в репертуар разнохарактерных классических, народных, современных и, прежде всего патриотических произведений. Понимание, чувственное восприятие, сопереживание при разучивании и воспроизведении текстов этих произведений, а затем осмысленное их исполнение оказывает глубокое эмоциональное воздействие, как на слушателя, так и на самих участников хора. Концертные выступления коллектива оставляют неизгладимые впечатления от чувства единения с аудиторией, и достигнутого взаимопонимания. Воспитательная цель таких концертов очевидна и неоспорима. И вполне понятно, что практика таких выступлений служит не только критерием для самооценки певческого коллектива и средством его духовно-нравственного воспитания. Но и является особым механизмом накопленного опыта эмоционального воздействия музыкальными средствами на слушателей. Эта практика формирует музыкально-исполнительские навыки, вокальное мастерство студентов. Становиться побуждающим стимулом для становления устойчивой потребности в их дальнейшем совершенствовании в учебном процессе.

Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии