Ближайшие конференции по темам

ФилософияФилософия - К-09.20.22

СоциологияСоциология - К-09.10.22

ИскусствоведениеИскусствоведение - К-09.20.22

ИсторияИстория - К-09.20.22

КультурологияКультурология - К-09.20.22

МедицинаМедицина - К-10.05.22

ПедагогикаПедагогика - К-09.10.22

ПолитологияПолитология - К-10.05.22

ПравоПраво - К-09.15.22

ПсихологияПсихология - К-09.10.22

ТехникаТехника - К-10.05.22

ФилологияФилология - К-09.20.22

ЭкономикаЭкономика - К-09.10.22

ИнформатикаИнформатика - К-10.05.22

ЭкологияЭкология - К-10.05.22

РелигиоведениеРелигиоведение - К-09.20.22


Ближайший журнал
Ближайший Научный журнал
Paradigmata poznání. - 2022. - № 3

Научный мультидисциплинарный журнал

PP-3-22

русскийрусский, английскийанглийский, чешскийчешский

21-20.07.2022

Идёт приём материалов

Информатика Искусствоведение История Культурология Медицина Педагогика Политология Право Психология Религиоведение Социология Техника Филология Философия Экология Экономика


Литературный журнал Четверговая соль
Литературный журнал "Четверговая соль"

Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Общественные обсуждения воспитательных практик и «низовой» контроль за родительскими обязанностями в 1930-е гг. (по материалам городов Среднего Поволжья)

К-04.25.17
VII международная научно-практическая конференция
Детство, отрочество и юность в контексте научного знания
25.04-26.04.2017

Общественные обсуждения воспитательных практик и «низовой» контроль за родительскими обязанностями в 1930-е гг. (по материалам городов Среднего Поволжья)

А. Ю. Климочкина   Кандидат исторических наук, доцент,

Московский технологический университет (МИРЭА),

г. Москва, Россия

 

В 1930-е гг. в сферу семейного воспитания стали возвращаться некоторые традиционные элементы, отказ от которых провозглашался в первое послереволюционное десятилетие. Так постепенно начинает осуждаться "перегрузка" социально-политическим воспитанием детей, с 1 января 1936 г. реабилитируются и возвращаются Новогодняя елка, игровые куклы и волшебные сказки. Стала развиваться мифологема «счастливого советского детства»[4, c. 200].

Однако в то же время продолжают появляться новые методики в воспитании маленьких советских граждан. Рассмотрим на материалах городов Средне-Волжского края некоторые мероприятия, связанные с попыткой приобщить население к таким новациям.

В 1935 г. по всем городам Среднего Поволжья проводились конкурсы на лучшее воспитание детей, которые должны были помочь в деле перехода от патриархальных взглядов на отношения между родителями и детьми, в борьбе с установкой «дети как трава – сами вырастут». Эти конкурсы также преследовали цель усвоения гражданами норм так называемой «культурности», концепт которой активно начинает пропагандироваться в 1930-е гг. [См.: 2, с. 86–87]. По условиям конкурсов в семье должны были выполняться правила санитарной гигиены, для детей необходимо было иметь отдельное белье, полотенце, организовать детский уголок с игрушками и детскими книгами, создать благоприятные условия для отдыха и учебы.

В городах работали специальные бригады, которые обследовали условия жизни детей в семьях и в случае обнаружения ненадлежащего отношения к детям принимали меры. Часто такое вмешательство в частную жизнь оценивалось горожанами резко негативно и бригады не пускали в квартиры [5, Оп. 9. Д. 55. Л. 4]. В 1935 г. в Пензе на домах появились такие воззвания, написанные инициативными домохозяйками на обрывках бумаги: «Мать! Не забывай об учебе своего ребенка! Не загружай его домашними делами. Не посылай его в очередь! Там он учится ругаться, приучается ходить на толкучку и лазить по карманам. Мать, чаще заглядывай в школу и справляйся, как он учится и как себя ведет. Когда твой ребенок придет из школы, накорми его, дай погулять. Мать, позаботься, чтоб твой ребенок ложился не позднее 9 вечера, а вставал в полседьмого утра!» [1, Л.8].

При жактах устраивались конференции родителей и собрания, на которых граждане отчитывались об обустройстве быта своих детей. Многие горожанки докладывали, что, хотя «канителиться с детьми теперь приходится намного больше», но родители в последнее время лучше заботятся о своих детях. Так, домохозяйка из города Куйбышева с гордостью заявляла, что «У меня ребенок воспитывается как надо, у мальчика есть свой красный уголок, зубная щетка, отдельная кровать, книжки есть, уголок есть» [5, Оп.27. Д.5. Л.127]. Конечно, не все родители могли похвастаться такой заботой о ребенке. Многие из тех, кто не мог обеспечить должных условий ребенку для отдыха и развития оправдывались тяжелым материальным положением. Объективные причины для этого, действительно существовали: средняя норма жилплощади в городах края в 1930-е гг. варьировалась в пределах 3–4 кв. м на человека, снабжение продуктами и другими товарами производилось за счет остаточных фондов, так как край долгое время рассматривался как аграрный, несмотря на бурное индустриальное развитие с начала 1930-х гг. «Детей со школы водят в ТЮЗ почти каждый выходной. Билет стоит 1 рубль. Это обременительно, если в семье несколько детей, поэтому некоторые родители от этого детей отвлекают, как могут», – сетовала докладчица на одном из собрании родителей в Куйбышеве. Женщина-работница жаловалась: «Игрушек и книжек у моих детей нет, денег хватает на хлеб да одежду. В кино я сама хожу, только когда дает билет организация, а детей в кино водить денег нет» [5, Оп.27. Д.5. Л.126].  

На собраниях и конференциях граждане не только обсуждали итоги конкурсов, но и рассуждали о самых различных проблемах семейного воспитания. На них звучала критика недобросовестных родителей пытающихся спихнуть ребенка на школу или другие детучреждения. Главным образом шквал критики обрушивался на «отцов-прыгунков» не выносящих трудностей и бросавших детей на воспитание матери. Характерна активная даже несколько агрессивная позиция выступающих на этих собраниях женщин, родители-отцы присутствовавшие на собраниях и конференциях обычно боялись выступить, даже когда им предоставляли слово.

Новым приемом в воспитании детей стала практика заключения социалистических договоров между родителями и детьми, подобно соцдоговорам, заключаемых рабочими на производстве. На собраниях граждане рассказывали о том, как они воспитывают своих детей и принимали на себя обязательство по улучшению и перестройке семейного быта. Так, на совещании домохозяек в Куйбышеве в 1935 г. одна гражданка рассказывала: «Я у себя заключила три соцдоговора с тремя ребятами. Заключили о том, чтобы ребята аккуратно посещали школу, следили за дисциплиной, и за своей, и за чужой. Они же от меня потребовали отдельную постель, зубную щетку, порошок, вовремя кормить и провожать в школу» [5, Оп.27. Д.5. Л.122]. Заметим, что дети в основном справлялись с условиями таких семейных соцдоговоров, а вот взрослым выполнить свои соцобязательства было намного сложнее. Так, уже упоминавшаяся домохозяйка призналась: «Мои дети соцдоговор выполнили. Я же со своей стороны отдельные койки не купила, так как, если у нас семье шести человекам поставить отдельные койки, то лазарет получится» [5, Оп.27. Д.5. Л.124]. В другой семье отец, заключивший соцдоговор с сыном и пообещавший, что не будет пить и курить, также не сдержал своего обещания. Такое невыполнение обязательств осуждалось, от родителей требовали заключать договоры только на тех условиях, которые они были бы в состоянии выполнить, чтобы не развивать в ребенке недоверие и разочарованность [5, Оп.27. Д.5. Л.133].

Активно обсуждался и волновавший горожан вопрос о применении физического наказания к детям. Официальная точка зрения на физические наказания была выражена Н. К. Крупской, которая писала в 1930 г.: «Ранее было так: если отец  бьет своего маленького сына ремнем, никто ничего не мог сказать. Это его сын. Если мать дерет за волосы свою дочь, люди видят это и молчат. Это ее дочь. Наша хата с краю. Дети были живой собственностью родителей. Этого нельзя больше терпеть. Нужно понять, что каждый человек, бьющий своего ребенка, является сторонником старой рабской веры, старых крепостных взглядов, сторонник власти помещиков и капиталистов, хотя он может и не осознавать этого» [3, c. 48–49]. Тем не менее, в воспитательных практиках горожан Средне-Волжского края телесные наказания в рассматриваемый период присутствовали. На просьбу сказать откровенно, кто прикладывает руку к своим ребятам, на собраниях многие в этом признавались. Причем, в этом отношении существовала некоторая перестановка ролей в молодых семьях: матери иногда были более склонны использовать физические наказания, и часто осуждались за это своими «прогрессивными» мужьями. На собраниях осуждались как жесткое и невнимательное отношение к ребенку, так жесткой критике подвергалась и чрезмерная опека, «заласканность» [5, Оп.9. Д.55. Л.7].

Конкурсы, конференции, собрания по семейному воспитанию, активно проводившиеся в 1930-е гг., а также начавшиеся со второй половины 1930-х гг. репрессивные меры по борьбе с детской безнадзорностью, по укреплению института семьи (с 1935 г. штрафы за детскую безнадзорность, 1936 г. – новый закон о семье) приводили к некоторому снижению безответственного отношения родителей к детям.

В 1930-е гг. такие формы общественного обсуждения вопросов воспитания и вмешательство в семейные дела были в какой-то мере вынужденными, обусловленными необходимостью в короткие сроки обеспечить переход огромного количества людей к новым условиям и нормам жизнедеятельности.

 

Библиографический список

 

1.Государственный архив Пензенской области  (ГАПО). Ф.Р-453.Оп.1. Д.3286.

2. Климочкина А.Ю. Бытовая культура советских горожан в 1930-е гг. // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2006. № 10-1 (50). С. 86-93.

3.Крупская Н.К. О бытовых вопросах. Сборник статей / Н.К. Крупская. – М., 1930. – С.48-49.

4.Сальникова А.А., Хамитова Ж.А. Журнал «Советская игрушка» как источник по истории советского детства 30-х годов ХХ века. // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. Т. 155. № 3-1. С. 200-211.

5.Самарский областной архив социально-политической истории (СОГАСПИ). Ф.9356.

Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии