EnglishРусский

Театральная педагогика: релевантность академического образования в контексте вызовов времени

С. Н. Шумакова, кандидат искусствоведения,

старший преподаватель,

Харьковская государственная академия культуры,

г. Харьков, Украина

 

 Театральная педагогика в ситуации настоящего, порожденной прогрессивными требованиями давно назревшей модернизации качества высшего образования, формирует концептуальные вопросы относительно усиления профессиональной ориентации, новой дискуссии о соотношении академического обучения и профессиональной практики, профессиональной релевантности академического образования в соответствии вызовам времени. Практическую ориентацию академического обучения театральная педагогика позиционирует системообразующим мотивом реорганизации содержания и структуры образовательного процесса: в русле практикоориентированной подготовки осуществляется переосмысление методологии, самой философии образования.

Равнозначно ориентируясь как на обеспечение высокой эффективности усвоения знаний, так и реализацию гуманистически-культуротворческой миссии сценического искусства, современная театральная педагогика, претерпевает изменения, затрагивающие ценностные ее основания, когда наблюдаются проявления динамической экспериментальности, инновационного поиска путей формирования активной позиции студента, формирование его индивидуального репертуара стратегий познания, стиля сопряженности множественности форм ментальной репрезентации опыта познания и многообразия когнитивных структур. Вместе с тем, традиционные образовательные отношения в театральной педагогике обретают новую глубину, возникает устойчивая необходимость понимания более сложных связей, содержательная трактовка которых в единении их друг с другом и образуют определенную смысловую данность, не только не тождественную каждой из них в отдельности, но, скорее, такую, которая представляет новый целостный смысл. По мере осмысления принципиальной сущности новейших принципов театральной педагогики все яснее становится ее детерминированность требованием исследовательского обучения студента как матрицы творческой самореализации, приобретения позволяющего самостоятельно осваивать новые сферы деятельности интегрированного опыта в сценической профессиональной среде [1; 3].

Профессиональная подготовка по специальности «Сценическое искусство» нередко по старинке становится интерпретирующей специфику творчества, не акцентируя осмысление процесса творческой эволюции мысли, силы внутренней творческой мотивации креативной активности.

Творческая деятельность, выявляющая устойчивые и изменчивые очертания логики творческого поиска, предполагает систему взаимосвязей, принципов и противоречий творческого созидания, в то время как, содержательное понимание креатива исходит из реализации качественного своеобразия творческого процесса как инструмента поиска принципиально инновационного.

Соответственно, современная театральная педагогика нацелена на подготовку специалиста сферы сценического искусства не столько в русле освоения определенной суммы знаний, сколько в смысле формирования у него познавательно-креативной компетенции, профессиональной гибкости в свете быстро изменяющегося рынка труда, готовности к постоянному креативному поиску и обновлению личного знаниевого пространства, способности приспосабливаться к новым ситуациям и решать профессиональные проблемы.Содержательный базис моделирования актуальной стратегии театральной педагогики, в соответствии с которой акценты переносятся на личность, – субъект учебной деятельности – предопределяет личностно-ориентированный характер выявляющего профессиональную специфику педагогического процесса. Современное понимание и стратегический контекст актуализации проблемы профессиональной компетентности специалиста отражает невозможность формирования профессионально-методологической культуры выпускника только на основе полученных знаний, умений и навыков, без учета личностного фактора в смысле способности принятия креативных решений, инновационности подходов к  реализации творческих идей, как адаптивной гибкости в отношении условий изменчивого рынка труда.Таким образом, силовое поле обновления содержания театральной педагогики в свете вызовов современности, требующих эффективности образовательно-педагогических технологий, результативности педагогического процесса, эксплицирует стратегическую цель обеспечения инновационо-созидательной компетентности и креативно-профессионального мастерства будущего специалиста.

Комментарии:

Ваш ник:
Ваш email:
Текст комментария: