И. Ю. Реброва, кандидат физико-математических наук, доцент,
Я. С. Маркова, ассистент
Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого,
г. Тула, Россия
Одной из современных тенденций развития Российской Федерации является принятый государством курс на цифровизацию ключевых сфер. Базовым направлением программы «Цифровая экономика Российской Федерации», принятой в 2017 г., является проект «Кадры и образование». В число основных целей этого проекта входит совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами.
Применение информационных образовательных технологий в условиях цифровизации позволяет отметить их высокую интеграцию, а также неизменный рост уровня образования в нашей стране. Об этом свидетельствует краткий статистический сборник «Образование в цифрах: 2019», содержащий основные показатели динамики развития общего, среднего профессионального, высшего образования, профессионального обучения и дополнительного образования в Российской Федерации [1]. Неотъемлемыми и взаимосвязанными элементами становятся навыки коммуникации и сетевого взаимодействия, цифровая грамотность педагогов, а также применение образовательного контента в обучении.
Педагогические технологии в современных условиях имеют надпредметный характер, а инновационные подходы могут быть реализованы как в работе со средним и старшим звеном школьников, так и в системах среднего профессионального и высшего образования. Вне зависимости от содержания учебного занятия, использование цифровых ресурсов позволяет повысить эффективность обучения, а также мотивировать всех участников данного процесса, поскольку информационные технологии в образовании ориентированы на развитие взаимодействия учителя и обучающихся.
Без использования инновационных цифровых технологий в обучении сегодня трудно обеспечить или повысить мотивацию обучающихся (один из компонентов профессиональной компетентности педагога), достаточная степень проблемной компоненты и новизны материала создает предпосылки для развития навыков исследовательской работы у учащихся. Разноуровневые задания учитывают подготовку обучающихся, а работа в экспертных группах, само- и взаимооценка способствуют социализации и адекватной оценке собственных учебных действий. Социальная и образовательная коммуникации посредством сети Интернет создают новую форму цифровой культуры, существенно повышается скорость распространения информации [4].
Важными особенностями использования инновационных технологий в самостоятельной работе обучающихся являются:
Среди новых и малоиспользуемых образовательных технологий, при внедрении которых используются цифровые ресурсы: веб-квесты, скрайбинг, составление ассоциативных (ментальных) карт [3].
Образовательный веб-квест включает решение проблемной ситуации в игре. Суть метода в том, что обучающиеся должны собрать необходимые материалы по выбранной проблеме в Интернете. Ссылки на некоторые источники предоставляются преподавателем, часть ссылок учащиеся должны найти самостоятельно. После окончания работы над темой, обучающиеся должны представить результаты в виде собственных веб-страниц, в электронном, печатном или устном виде. Структура веб-квеста представлена на рисунке 1.
Скрайбинг – это процесс визуализации сложных понятий наиболее простыми образами и элементами, при этом изображение образов и разъяснение информации происходит одновременно. Основной идеей в скрайбинге является представление информации доступно, задействуя одновременно слух, зрение и воображение человека. Для развития взаимодействия между преподавателем и обучающимся эта технология является универсальной, поскольку процесс визуализации успешно используется на разных уровнях образования. В нашей стране технология скрайбинга уже применяется, остается лишь совершенствовать подачу информации на занятиях. Для создания скрабинг-презентаций в сети Интернет уже появились ресурсы, такие как: сервис превращения презентации в мультфильм (GoAnimate), сервис создания презентации по новым и готовым шаблонам (PowToon), сервис добавления персонажей, музыки в презентацию (Wideo) (при его использовании можно добавить в презентацию изображения, персонажей, музыку), а также программы Moovly и VideoScribe [2].
Рис. 1. Структура веб-квеста
Составление ментальной карты (майнд-карта) – процесс фиксации мыслей, схожий с процессом появления и развития идей в мозге. Ключевая идея порождает несколько основных крупных мыслей, каждая из которых, развивается, конкретизируется в виде ещё более мелких идей. Для визуализации этого процесса используются следующие программы: программа iMindMap (aktiv-resurs.ru), Mindjet MindManager и ConceptDraw Office MindMap. Программа iMindMap доступна в трех редакциях: Basic, Home&Student и Ultimate, различающихся по доступному функционалу. Базовая версия предоставляется бесплатно.
Таким образом, интеграция образовательных технологий в условиях цифровизации образования создает условия для успешного развития профессиональной компетентности педагога, повышает эффективность образовательного процесса, ведет к формированию знаний, умений, навыков и компетенций у обучающихся.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.