Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Репрезентация сцен магнатского бала в белорусском искусстве конца ХХ – начала XXI вв.

К-03.15.19
15.03-16.03.2019

Репрезентация сцен магнатского бала в белорусском искусстве конца ХХ – начала XXI вв.

Давыденко И. В. аспирант,

Белорусский государственный университет культуры и искусств,

г. Минск, Беларусь

 

 

В современном искусствоведении «репрезентация» (наглядное представление, подражание, своевременное исполнение) изображается как интерпретация исполнения, понимания сути. Главная задача произведения искусства заключается в понимании «духовной необходимости» в отличие от исторической действительности [1, c. 60].

Современная художественная практика не всегда укладывается в рамки визуального опыта и не сводится к конкретному произведению. Сегодняшняя система современного искусства связано с механизмом репрезентации. Идейность репрезентации артефактов – это предмет постоянной критики со стороны теоретиков и практиков искусства, суть которых сводится к превращению искусства в потребительский продукт, товар – в этой критической перспективе репрезентации заменяет «живое искусство» и делает его массовым, утилитарным. Доминирование визуальных репрезентаций (фотография, кинематограф, видео, телевидение) привело к тому, что традиционные функции визуального искусства перехвачены медиа, рекламой индустрией. Визуальность поощряет зрителя и переносит его в состояние внешней пассивности [1, c. 61].

Границы репрезентативности артефактов всегда расширяются, поэтому представленные может быть не только картина или скульптура, не только бытовая вещь или фильм, но и любое художественное явление. Современное искусство является пограничной областью становления новой действительности, где становление требует радикальных по типу творчества усилий, где меняются традиционная форма и концепция искусства, суть произведения искусства и способы его бытования.

Репрезентация магнатского бала представлена в разных видах искусства: театральном, музыкальном, изобразительном, киноискусстве. Каждый из видов раскрывает свою картину и форму видения бала в искусстве. Благодаря репрезентации как форме сегодня на разных уровнях можно проследить разнообразие и уникальность компонентов бальной культуры европейского искусства.

Тема репрезентации бала наиболее представлена в театральном искусстве. В первую очередь элементы бальной культуры можно найти в произведениях драматургии исторического характера, балетных и оперных спектаклях.

Ярким примером репрезентации бальной традиции является пьеса «Черная панна Несвижа», поставленная режиссером лауреатом Государственной премии СССР и Республики Беларусь Валерием Раевским, художником-постановщиком – народным художником Беларуси, лауреатом Государственной премии СССР и Республики Беларусь Б.Герлованом, композитором – Виктором Копытько и хореографом Мариной Дударевой в Национальном академическом театре имени Янки Купалы в 2000 году. Репрезентация прослеживается в сцене знакомства Короля Сигизмунда и Барбары Радзивилл: на сцене падает снег, что временно относит нас к зимним праздникам (возможно бал по случаю Рождества), являются придворные дамы в праздничных платьях, в качестве кавалеров – ангелы (символический подход к проявлению бальных пар). Они выполняют пластическую зарисовку, напоминающая бальный танец бранль. Сценографическая площадка не напоминает бальный зал, но художник Б. Герлован задумывал главным образом сделать акцент на стилизации костюма, который относит нас к эпохе, к образам бала, к праздничной атмосфере. Музыкальный материал – специально написанная в стилистике эпохи Возрождения. Тема отдаленно напоминает бальные танцевальные мелодии.

Еще одним примером магнатского бала на сценического пространства является отрывок из балета «Витовт», автором либретто которого стал А. Дударев и В. Рылатко. Премьера спектакля состоялась 5 сентября 2013 года в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Республики Беларусь. Музыка – лауреата Государственной премии Республики Беларусь Владимира Кузнецова, хореография и постановка – Юрия Трояна. Балет поставлен в классической форме, но в минималистичный декорационном оформлении. Бальный зал оформлен колоннами и пышными заслонами-гобеленами.

Основной акцент в спектакле сделан на костюмирование и пластическую часть. На этот раз тему бального танца задает оркестр ритмами полонеза. Бал происходит в Кракове в королевском дворце по случаю свадьбы короля Ягайло и королевы Ядвиги. На танцевальном вечере присутствует «вся европейская знать». Не смотря на балетную форму, стилизация костюма максимально напоминает традиционный костюм белорусского дворянства. Костюмы выполнены художником, лауреатом Государственной премии Республики Беларусь, Эрнестом Гейдебрэхтам [3]. Колористически одежда выполнена в бело-красной стилистике эпохи Средневековья: широкий средневековый рукав, золотая окантовка, воротник-стойка, стилизованные головные уборы и др.

Театральное искусство как синтетический вид включает в себя и музыкальное. Итак, рассмотрим произведения музыкального искусства, в которых присутствуют элементы магнатского бала. На белорусском сцене бал в музыкальном искусстве представлен в первом национальном мюзикле В. Кондрусевича «Софья Гольшанская». Действие романтической мелодрамы «Софья Гольшанская» происходит в Великом княжестве Литовском и Польше в начале XV века.

Интересный и неоднозначный результат дает отказ от создания строго исторического действия, который позволил постановщиком свободно интерпретировать события и сделать акцент на романтику и любовь. Репрезентация бала представлена в виде хореографической зарисовки начала праздника, который начинается полонезом. Форма Полонез сохранена и является стилизацией музыкальных произведений XV в.

В отличие от театрального и музыкального искусства репрезентация магнатского бала в изобразительном искусстве представлено не очень широко. По жанровой специфике это иллюстративный произведения, украшавшие книги А. Мицкевича, В. Короткевича и др. Примером репрезентации магнатского бала является иллюстрация Василия Шаранговича к произведению  «Пан Тадеуш» А. Мицкевича.

Василий Петрович Шарангович посвятил большую часть своего творчества книжной графике. Его творчеству свойственны разнообразие графических техник и стилевых приемов, эмоциональность и глубокая содержательность [4, c. 409]. В работе, на которой демонстрируется магнатский бал в поэме «Пан Тадеуш», присутствует тонкое понимание структуры и образа литературного произведения, глубокая проникновенность в психологию персонажей.

Глядя на произведение В. Шаранговича, можно увидеть торжественные движение большого ряда гостей, которые тянутся в ритме полонеза за главными персонажами. Их образы возвышенные, но в тот же момент взволнованные. Цветок в руке девушки указывает на юный возраст и ее скромность. На заднем плане – военный оркестр, который исполняет полонез. Это показывает еще одну традицию пиршества в Беларуси: синтез народной культуры и профессионального искусства. Костюмы главных персон на работе В. Шаранговича имеют разнообразные детали, которые относят нас к моментам традиционной народной культуры, а также магнатского строя.

Ярким примером является сцена бала в зарисовках М. С. Басалыги к произведению В. Короткевича «Дикая охота короля Стаха» [2, c. 62]. Для творчества М. Басалыги характерно связь с традициями белорусского народного искусства, яркая декоративность, глубокое проникновение в замысел литературного произведения. Главными темами творчества автора являются национальная культура, традиционный быт, народные верования, архитектура и история магнатских родов. В книжной иллюстрации «Магнатский бал в доме Яновской» на переднем плане пара танцующих магнатов. Их социальный статус показывают наряды: у мужчины - кунтушовый Слуцкий пояс, который указывает на благородство владельца. Зал, где проходит бал, представлен в готическом стиле: потолок со сводами, возвышенные стрельчатые окна. На иллюстрации изображена массивная мебель, золоченые рамы картин, кованые люстры с элементами растительности, а также сарматские портреты на стенах дворца. Это говорит о том, что автор временно относит нас в эпоху Речи Посполитой, когда этот жанр активно распространялся в Беларуси.

Отдельное место на работе М. Басалыги занимают музыканты. Они играют на традиционных белорусских инструментах: цимбалах, скрипках, барабанах, старинных духовых инструментах, а также колесной лире. Состояния музыкантов представлены подвижными и демонстрируют их активную игру на инструментах.

На книжной иллюстрации изображен момент танца: князь вместе с княжной начинают танцевальный вечер. Образ женщины возвышенный и одновременно горделивый. Ее белое платье выпадает из общеисторического контексте иллюстрации и является художественным домыслам. Все присутствующие наблюдают за парой, их наряды соответствуют эпохе (женщины – в длинных платьях с изящными воротниками, в перчатках, на шее всевозможные украшения, а также веера и головные уборы разных видов, мужчины – в традиционных магнатских нарядах с кунтушовыми поясами).

Работа М. Басалыги детально описывает магнатский бал по описанию В. Короткевича. Это произведение дает нам представление о магнатской культуре и в частности о магнатским боли в Беларуси, но это сделано через репрезентацию традиции в современном искусстве.

В современном киноискусстве бал представлен в работе белорусского кинорежиссера А. Кудиненко «Масакра». Фильм был выпущен на киностудии «Беларусьфильм» в 2010 году. В фильме репрезентирован магнатский бал-маскарад. Приезжие гости – представители разных социальных и государственных сторон (Российской империи и бывшей Речи Посполитой) сходятся на одной культурного пространства, которая их объединяет. Чтобы отнести нас в XIX в. и атмосферу бала, режиссер и художник-оформитель находят выход через маски. Забава проходить в зале с камином, на стенах портреты представителей магнатского рода Радзивиллов. Гости танцуют и ведут светские беседы, а некоторые гости музицируют на рояле, что отсылает нас к традиции более поздних балов в Беларуси.

Таким образом, магнатский бал в современном искусстве наиболее проявляется в форме репрезентации традиций. В каждом из видов искусства существуют яркие примеры переноса традиции в той или иной жанр, но с сохранением традиционных моментов бала. Благодаря таким попыткам «перенесения» традиции магнатской культуры пиршества, она сохраняется и передается многим представителям других социальных групп. При анализе произведений искусства можно сказать, что наиболее широко тема бала представлена в театральном и хореографическом искусстве, что в первую очередь обусловлено танцевальной основой данного феномена в белорусском искусстве.

 

Библиографический список

 

  1. Бабич, Т. Н. Репрезентация артефактов в современном искусстве: теория и практика / Т. Н. Бабич // Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта культуры і мастацтваў. – 2014. – № 1 (21). – С. 56–65.
  2. Караткевіч, У. С. Дзікае паляванне караля Стаха : аповесць / [маст. М.С. Басалыга]. – Мінск : Беларусь, 2008. – 143 с.
  3. Островская, А. Витовт / А.Островская // Интернет-портал Национального академического Большого театра оперы и балета [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://bolshoibelarus.by/rus/repertuar/balet-repertuar/item/45-vitovt.html– Дата доступа: 10.04.2016.
  4. Памяць: Гісторыка-дакументальная хроніка Мядзельскага раёну. – Мінск : БелЭн імя П. Броўкі, 1998. – С. 409–416.
Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии