Г. В. Валеева кандидат философских наук, доцент,
Тульский государственный педагогический
университет им. Л. Н. Толстого,
г. Тула, Россия
Становление цифрового общества, обусловленное бурным развитием и внедрением инновационных технологий практически во все его сферы, порождает множество трудностей и нравственных коллизий, поскольку «технократия, завороженная открывающимися возможностями наномоделирования информационных процессов, строит вполне конкретные планы моделирования сознания…» [1] и вносит свои коррективы в коммуникации, поступки, помыслы человека. Цифровая реальность трансформирует устоявшиеся ценностные системы, что влечет за собой разногласия индивидуальных и общественных ценностных приоритетов, деструктивные конфликты и актуализирует проблему падения традиционных нравственных норм и ценностей, «ведущих к разрушению моральных устоев общества, которые ассоциировались с прочностью, незыблемостью основ, укорененных в совместном бытии…» [2].
Инфраструктуру цифрового общества обеспечивают цифровые технологии (искусственный интеллект, облачные хранилища, online-сервисы для удаленной работы и учебы, чат-боты, нейросети, гаджеты, приложения для коммуникации и быстрого обмена данными и т.д.), которые детерминируют характерные особенности цифровой реальности современного социума: технологичность, интерактивность, коммуникативность, мобильность, и т.д. Безусловно, указанные нами технологии способствуют повышению качества жизни: легкий доступ к информационным ресурсам; инновации и креативность позволяют, например, вести бизнес с помощью цифровых платформах или получать удаленно образование; преимущества в области медицины (например, 3D-печать, телемедицина); преимущества для индустрии развлечений (smart tv, игровые online-сервисы); социальные сети и мессенджеры, позволяющие мгновенно обмениваться информацией и поддерживать виртуальное общение и т.д.
Однако, цифровизация и использование инновационных технологий в различных сферах общества в корне изменяют отношения между людьми, например: onlinе-прием в медицинской организации обеспечивает регулярную коммуникация врача и пациента, но закрывает возможность детального изучения проблемы и гуманного отношения, что вызывает недоверие к сфере здравоохранения; дистанционное обучение трансформирует взаимодействие педагога и обучающегося (из транслятора знания учитель превращается в тьютера online-занятий), что ведет к преобразованию традиционных нравственных норм и правил поведения субъектов образовательной деятельности; социальные сети и видеоигры способствуют усилению социальной изоляции и пренебрежению реального общения, что влечет за собой апатичность, одиночество, агрессию по отношению к другому человеку. Кроме того, «умные машины», лишенные моральной рефлексии, позволяют делать выбор за человека, тем самым сводят его к бестелесному цифровому «профилю» [2]; зависимость от цифровых социальных компонентов стирает грань между цифровой реальностью и действительностью, полнота которой «обеспечивается творческим самоосуществлением» [2].
Как видим, цифровизация, с одной стороны, является необратимой тенденцией современного общества, направленной на его эффективное развитие и улучшение качества жизни человека. С другой стороны, высокий уровень технологичности и применение инноваций в различных сферах жизнедеятельности трансформируют межличностные отношения «суть которых фундируют мораль и нравственность» [2], и отношение индивида к окружающей действительности. В результате происходит искажение и девальвация традиционных ценностей и нравственных норм, что может привести к утрате моральной идентичности личности человека, дегуманизации общества в целом. Цифровизация – это своеобразная «…проверка на онтологическую укорененность морали и нравственности в обществе» [2], которая вполне может привести к социальной нестабильности. В этой связи, необходима переоценка приоритетов и переосмысления целей, а так же формирование новой системы нравственных ценностей, отвечающей реалиям цифрового общества.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.