Просмотр публикаций по категориям:

категория   - История

Политогенез кочевого мира

К-2-4-10
Международная научно-практическая конференция
Этногенез и ранняя история народов Евразии
05.04-06.04.2010
07.07.2022

Б. Г. Нугман

Карагандинский государственный технический университет,

г. Караганда, Республика Казахстан

 

Делая первые шаги в третье тысячелетие нашей эры, мы все чаще оглядываемся назад, стараясь через века узреть, «воссоздать» облик тех, кто в невероятно далекие древние времена жил на просторах Евразии. В наши дни тема кочевого мира зазвучала с новой силой, как «вызов» времени, чтобы пояснить в своих глубинах самоидентификацию настоящего.

Особенности материальной культуры народа Саха

К-2-4-10
Международная научно-практическая конференция
Этногенез и ранняя история народов Евразии
05.04-06.04.2010
07.07.2022

Т. Т. Курчатова

Якутский государственный университет им. М. К. Амосова,

г. Якутск, Россия

 

 

Якуты как народность сформировались на территории Центральной Якутии. Пришлые скотоводы произвели определенные изменения в хозяйственной жизни региона – привели с собой лошадей и коров, организовали сенокосно-пастбищное хозяйство в Якутии.

На территории Якутии сложилась уникальная материальная культура народа, имеющая в своей основе южносибирскую, тюркскую платформу, но существенно  изменившаяся под влиянием автохтонной этнической среды, так и в связи с дальнейшим ее приспособлением к местной природной среде [3. С. 13].

Языческие верования и культы славян

К-2-4-10
Международная научно-практическая конференция
Этногенез и ранняя история народов Евразии
05.04-06.04.2010
07.07.2022

Е. А. Куликова

Пензенская государственная технологическая академия,

г. Пенза, Россия

 

До христианства и других монотеистических религий все народы были язычниками, в том числе и славяне. Имя «славяне» происходит от «слова», т. е. славяне – те, кто владеет словом, в отличие от иноязычных племен – «немцев» [2. С.5]. Понятие «язычество» (от слова «языки», т. е. народы, племена) объединяет принцип веры разных народов. Славянское язычество развивалось по разным направлениям: одни племена верили в силы космоса, другие – в Рода (бога плодородия, творца мира) и Рожаниц (богинь плодородия), третьи – в души умерших предков и духов, четвертые – в тотемных животных (предков и защитников человека).

Хозяйственная деятельность древней мордвы на материалах топонимики Пензенского края

К-2-4-10
Международная научно-практическая конференция
Этногенез и ранняя история народов Евразии
05.04-06.04.2010
07.07.2022

С. В. Кольчугина

Пензенская государственная технологическая академия,

г. Пенза, Россия

 

В пензенском крае древняя мордва селилась с середины II в. н.э. в долинах рек Оки, среднего течения Волги, Цны, Мокши и Суры. Это была местность с плодородной землей, богатый густыми лесами, реки изобиловали рыбой. Вероятно, обилие лесов произвело неизгладимое впечатление на пришлое население, что отразилось в массе топонимических примеров. В частности, можно привести следующие: Вертуновка (село в Бековском районе), Вирга (правый приток Атмиса, бассейн Мокши) – вирхьть значит «лес» (мордва-мокша), Липерка (озеро под Наровчатом) – от мордовского слова лепе (ольховое), Пичелейка (правый приток Няньги, бассейн Узы и Суры) – дословно «сосновая речка)», Поим (Правый приток Вороны, бассейн Хопра) – «Осиновка» и т.д. [5. С. 44, 46, 118, 120]. 

К этногенезу кумыков по геногеографическим данным

К-2-4-10
Международная научно-практическая конференция
Этногенез и ранняя история народов Евразии
05.04-06.04.2010
06.07.2022

Г.-Р.А.-К. Гусейнов

Дагестанский государственный университет,

г. Махачкала, Россия

 

Как известно, в отношении тюркоязычных народов, языки которых включаются в (пра)алтайскую общность, традиционно полагают, что они, в том числе кумыки, в Европе являются пришлым, с Алтая, этносом. Соответственно в основе связанных с кумыками этногенетических построений лежит утверждение о том, что данный народ сформировался на местном дагестанском субстрате. Однако ввиду того, что на языковом, историческом и антропологическом материале данная концепция не получила своего подтверждения и была, в сущности, опровергнута [5. С. 80–81], стали привлекаться и генетические данные. Cр. при гаплогруппах кумыков  J1 – 25%, J2 – 20%, R1b – 25%, G – 13% , R1а – 12% и J1 – 60%, R1b- 30 % у дагестаноязычных этносов «обращает на себя внимание отсутствие у исследованных кумыков тюркских гаплогрупп: C, Q, N, т.е. гaплогрупп, чаще встречающихся у тюрков, которые, как известно, сформировались в сев. Китае во второй половине I тыс. до н. э.» [4].

Этические проблемы средневекового Востока

К-2-4-10
Международная научно-практическая конференция
Этногенез и ранняя история народов Евразии
05.04-06.04.2010
06.07.2022

Х. Э. Гасанова

Азербайджанский институт учителей,

Мингечевирский филиал,

Азербайджан

 

 

Анализ исторического прошлого показывает, что развитие восточной нравственности имело ряд характерных особенностей: общинные отношения требовали создания особой харизмы вокруг отдельных личностей; обожествление царей, героев, богов необходимо было для подражания, людям нужна была вера в героическое в любой ее форме, отсюда – создание сказаний, летописей о правителях, т.е. написание их истории, воплощение их деяний в художественных творениях (поэмах, стихотворениях, музыкальных произведениях); власть передавалась по наследству, отсюда – борьба за престол между родственными ветвями, а также родами и племенами (династиями). Кроме того, важную роль играли нравы на основе обычаев и традиций, складывавшихся в быту, в повседневной жизни. Все это осмысливалось, обобщалось, вкладывалось в государственную идеологию, в сознание людей.

Традиции взаимопомощи как аспект общественных отношений древних славян

К-2-4-10
Международная научно-практическая конференция
Этногенез и ранняя история народов Евразии
05.04-06.04.2010
06.07.2022

М. А. Антипов

Пензенская государственная технологическая академия,

г. Пенза, Россия

 

Интереснейшим аспектом общественных отношений древних славян являются традиции взаимовыручки, которые современными исследователями проблем социальной помощи рассматриваются в качестве истоков современной социальной работы и благотворительности в нашей стране. Их формированию и развитию в то время способствовала специфика тогдашнего мировоззрения, которое носило языческий характер. Для языческого миросозерцания и мироощущения характерно то, что человек не противопоставлял себя космосу, природе, а растворялся в них, становясь таким же целым, как и они. Эта «целостность-принадлежность» достигалась общинным существованием, обрядовой и трудовой деятельностью, которые органично вплетались в контекст природы и космоса. Ощущая «себя принадлежностью целого», человек закреплял в общинных традициях нормы своего существования не только в природе, но и в мире людей: общине или роде, вследствие род или община гарантировали ему защиту и поддержку. Такое мировоззрение продуцировало раннюю форму социальной солидарности, характерную для большинства древних обществ, и названную Э. Дюркгеймом «механической».

Некоторые особенности хозяйства и быта протоцивилизации бронзового века Урало-Казахстанских степей

К-2-4-10
Международная научно-практическая конференция
Этногенез и ранняя история народов Евразии
05.04-06.04.2010
05.07.2022

М. Демин

Пензенская государственная технологическая академия,

г. Пенза, Россия

 

Образование так называемой «Страны городов» – группы укреплённых поселений рубежа III–II – начала II тыс. до н. э., остатки которых исследуются на юге Челябинской области, в прилегающих районах восточного Оренбуржья, Башкортостана и Северного Казахстана, было связано с освоением её населением осёдлого многоотраслевого хозяйства. Оно основывалось на отгонно-придомном скотоводстве, продолжении традиций рыболовства, некотором внимании к земледелию и почти полном отсутствии охоты.

К проблеме поиска этнокультурных корней славян (гиперборейское начало)

К-2-4-10
Международная научно-практическая конференция
Этногенез и ранняя история народов Евразии
05.04-06.04.2010
05.07.2022

С. Н. Волков

Пензенская государственная технологическая академия,

г. Пенза, Россия

 

Этногенез в своей основе может пониматься как процесс глобального эволюционизма. Для многих народов, населяющих современный мир, знаковая семиосфера есть связующее звено между родственными народами прошлого и существующими этногруппами настоящего. Можно согласиться с мнением по поводу того, что «…наиболее глобальными явлениями подобного характера в евразийском ареале следует считать перемещение ариев и индославов из приполярных областей в Европу, Сибирь, Индию, которое началось за 40 веков до н.э.» [5. C. 10]. Именно в семиотическом пространстве настоящего проявляется схожесть, к примеру, кельтов и славян, индоариев и скандинавов. Символическое восприятие способствует установлению невидимых связей между объектами окружающего мира в настоящем времени и прошлым (возможно, архаическим) мышлением народов планеты. Можно предположить, что древние символы закрепились в человеческом бессознательном. Для народов современной России образ медведя, к примеру, является своеобразным мифологическим символом. Проводя параллель между данной семантической фигурой в культуре россиян и значением символа «медведь» у кельтов, можно найти антропонимическое сходство через имя Артур. Артур, в переводе с кельтского, по некоторым исследованиям филологов означает «могучий медведь».

Эволюция гиперборейской гипотезы в современной науке

К-2-4-10
Международная научно-практическая конференция
Этногенез и ранняя история народов Евразии
05.04-06.04.2010
05.07.2022

К. Белоусов

Пензенская государственная технологическая академия,

г. Пенза, Россия

 

Гиперборейская гипотеза относит прародину индоевропейцев, а в некоторых трактовках – и других народов, к Крайнему Северу. На сегодняшний день большинством специалистов она характеризуется как устаревшая или необоснованная, поскольку фактически лишена подкрепления достоверными вещественными источниками и плохо согласуется с господствующими научными парадигмами. С другой стороны, именно эта гипотеза выгодно отличается от ряда иных тем, что опирается на мощный пласт древних текстов, свидетельствующих в её пользу, хотя и оцениваемых некоторыми учёными как проявления характерных для самых разных культур утопических представлений об окраинных народах.